Аэропорт Кольцово: инвестиции за счет пассажиров?
Екатеринбургский аэропорт Кольцово продолжает политику увеличения цен на авиационное топливо.
Аэропорт Кольцово продолжает реализовывать политику увеличения стоимости авиатоплива. Только за май 2008 года цены на него поднимались дважды. Если на 30 апреля стоимость тонны керосина составляла 23 300 рублей, то с 1 мая 2008 года она подорожала более чем на 4,5 % и составила 24 360 рублей. На конец месяца эта цифра увеличилась до 26 940 рублей за тонну. Всего же с начала декабря 2007 года (то есть за последние 6 месяцев) стоимость авиатоплива выросла более чем на 28 %. До этого, в ноябре — декабре 2007 года, цены также выросли — на 25—30 %. Более того, согласно официальным сообщениям администрации аэропорта, очередное повышение цен на горючее для авиалайнеров следует ожидать уже 21 июня. С этого числа стоимость топлива составит 30 600 рублей за тонну, с учетом заправки и обслуживания (стоимость «в крыле») — 37 194 рубля.
По данным авиакомпаний, осуществляющих рейсы из Кольцово, после этого повышения цен стоимость керосина в екатеринбургском аэропорту, находящемся в непосредственной близости от основных мест добычи нефти, будет выше, чем в московском Домодедово и курортных Сочи, Анапы и Минеральных Вод.
Следствием очередного повышения цен на керосин неизбежно станет рост стоимости авиаперелетов и повышение стоимости авиационных билетов. О росте цен на свои услуги уже заявили некоторые авиакомпании. Увеличение стоимости турпутевок, включающих в себя перелет, отмечают и многие турфирмы Екатеринбурга.
Проблема
Напомним, что вопрос с ростом цен на топливо в аэропорту Екатеринбурга поднимается уже не в первый раз. В прошлые годы авиакомпании, летающие из Кольцово, уже обращались в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с требованиями разобраться с обоснованностью роста цен на горючее. Тогда ФАС встала на сторону авиаторов и признала повышение стоимости авиационного керосина необоснованным.
После этого инцидента цена топлива на некоторое время была заморожена. Более того, после смены руководства аэропорта новый менеджмент заявил о своем стремлении сдерживать рост цен на керосин и не перекладывать собственные затраты на плечи авиакомпаний и, в конечном счете, пассажиров. Так, в январе 2008 года генеральный директор ОАО «Аэропорт Кольцово» Кирилл Шубин заявил, что в I полугодии 2008 года цены на авиатопливо будут стабильными. «Повышение стоимости авиационного топлива возможно только во II полугодии 2008 года», — обещал он тогда.
Однако эти обещания не были сдержаны.
Инвестиционная составляющая?
В то же время в сообщениях представителей Кольцово, разъясняющих причины повышения цен на топливо, регулярно встречаются указания на то, что компания активно ведет работы по благоустройству аэропорта, в том числе строительство нового международного терминала. При этом в заявлениях аэропорта указывается, что со временем повышение цен на билеты благотворно скажется на всех пассажирах, пользующихся услугами Кольцово.
Анализ этих заявлений дает возможность предположить, что в стоимости керосина, а значит, и авиабилетов руководством аэропорта закладывается часть затрат на модернизацию Кольцово. Иными словами, каждый пассажир, улетающий из аэропорта или прилетающий в него, фактически несет часть расходов на реализацию его строительных проектов. Очевидно, что подобные расходы можно назвать «инвестиционной составляющей» в стоимости авиабилета. Подобные отчисления давно стали частью практики некоторых транспортных компаний, прежде всего монополистов. Так, например, «инвестиционную составляющую» в цену каждого железнодорожного билета ввели Российские железные дороги.
Правда, в отличие от Кольцово, ОАО «РЖД» — не частная, а государственная структура, тарифы на стоимость услуг которой напрямую устанавливают государственные контролирующие органы. В случае с екатеринбургским аэропортом пассажиры обслуживаемых им авиакомпаний фактически будут софинансировать коммерческий проект, принадлежащий частной компании, иными словами — вкладывать собственные средства в развитие чужой собственности.
Совершенно очевидно, что никаких дивидендов с указанных «вложений» посетители аэропорта никогда не получат. В этом и состоит существенное отличие от, например, «инвестиционной составляющей» в квартплате, которая часто взимается на капитальный ремонт систем коммунального хозяйства: в последнем случае граждане инвестируют в собственность, принадлежащую им самим, пусть и коллективно.
Более того, эксперты указывают, что участие в чужих инвестициях фактически является для клиентов Кольцово принудительным и выглядит как навязываемая услуга, ведь отказаться от «инвестиций» в реконструкцию аэропорта пассажир не может.
Мнения
«Заявления о необходимости реконструкции аэропорта можно считать оправданными. А вот методы, которыми собираются средства, можно счесть не совсем корректными. По всей видимости, условия, на которых компании могли быть предоставлены заемные средства, были невыгодными, и для своего развития ей пришлось принять решение о введении данной «инвестиционной составляющей» билета», — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«Нам понятно желание аэропорта Кольцово увеличить свои доходы. Но с точки зрения потребителей услуг, данные действия не совсем оправданны, особенно для иногородних, которые не заинтересованы в материальной поддержке различных структур города Екатеринбурга. Аэропорт фактически принуждает потребителей их услуг к участию в их собственном бизнес-проекте», — отмечает заместитель генерального директора УФ ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.
«Каждый бизнес-проект изначально основывается на вложении капитала, а уж потом на получении прибыли. Финансирование проекта происходит различными способами: кредитование, приобретение акций и т. п. Данная же организация пытается финансироваться бесплатно, за счет не заинтересованных в прибыли потребителей», — считает он.
«В действиях Кольцово, возможно, даже присутствуют признаки правовых нарушений. Аэропорт пытается получить дополнительную ренту благодаря своему монопольному статусу, но их монопольный статус не является естественным. Соответственно, рассмотрением законности действий Кольцово должна заняться ФАС», — говорит К. Селянин.
Не исключено, что Федеральная антимонопольная служба действительно обратит внимание на данную проблему. Руководитель УФАС по Свердловской области Татьяна Колотова сообщила о том, что ее ведомство будет внимательно следить за ситуацией и немедленно примет меры, если обнаружит в действиях аэропорта признаки нарушения действующего антимонопольного законодательства.
Финансы
Следует отметить, что в то время, когда аэропорт вводит дополнительные сборы, компании, близкие к его владельцам, недостатка в финансовых ресурсах, по всей видимости, не испытывают. Во всяком случае, об этом может свидетельствовать размещенное на официальном сайте авиакомпании объявление о скупке акций аэропорта.
По имеющимся данным, скупку осуществляет ООО «Русавиахолдинг», близкое к группе компаний «РЕНОВА», в которую входит и основной акционер Кольцово — ОАО «Кольцово-Инвест». Одна обычная акция выкупается компанией за 1 000 рублей, привилегированная — за 1 500. Учитывая, что в настоящий момент на руках миноритарных владельцев (именно у них и ведется выкуп) сосредоточено порядка 13 % акций, сумма затрат на их приобретение может составить несколько десятков миллионов рублей, то есть величину, сопоставимую со стоимостью работ по возведению терминала. Однако эти деньги на строительство не тратятся.
Результаты
Между тем очевидно, что подобные методы работы аэропорта приносят свои результаты. Очевидно, что одним из них является отклонение заявки Свердловской области на создание портовой особой экономической зоны «Уральский трансконтинент». Проект ОАО «Аэропорт Кольцово» проиграло в конкурсе по отбору заявок на создание особых экономических зон портового типа.
Как сообщает пресс-служба Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, в Министерстве экономического развития РФ состоялось заседание межведомственной конкурсной комиссии, которая определила победителей конкурса — 2 аэропортовых ОЭЗ, в Красноярске (аэропорт Емельяново) и Ульяновске (аэропорт Ульяновск-Восточный), и 1 морская ОЭЗ (порт Советская Гавань).
На развитие данных зон государство планирует выделить порядка 15 млн рублей бюджетных средств.
Напомним, прием заявок от претендентов на участие в открытом конкурсе по созданию портовых особых экономических зон проходил с 1 февраля по 30 апреля 2008 года. 6 мая 2008 года конкурсной комиссией были отобраны 17 претендентов на создание ОЭЗ портового типа, в числе которых была и Свердловская область.
По словам ответственного секретаря конкурсной комиссии К. Янкова, большинство заявителей недостаточно проработало вопросы, связанные с оценкой реальных потребностей для создания внешней инфраструктуры зон (железных и автомобильных дорог, объектов энергоснабжения, возможного углубления акваторий), а также решения вопросов статуса земельных участков, включаемых в территорию предполагаемых зон.
Не исключено, что этот проигрыш — далеко не последнее следствие политики нынешнего руководства аэропорта.
Выход
Между тем выход из сложившейся ситуации может быть найден. Однако он, по всей видимости, требует принятия ряда политических решений, которые бы лишили Кольцово возможности устанавливать цены в соответствии с собственными представлениями об «экономической эффективности» и учетом затрат на реконструкцию и иные инвестиционные проекты. Выходом может стать помещение руководства аэропорта в конкурентное поле путем создания альтернативного заправщика самолетов.
Высокая стоимость авиакеросина в аэропорту Екатеринбурга не раз становилась объектом критики со стороны как властных структур, так и участников туристического рынка. В итоге губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявил о намерении урегулировать сложившуюся проблему посредством строительства в Кольцово еще одного заправочного комплекса.
«Я договорился с «Лукойлом», чтобы он построил нам хороший заправочный комплекс. У нас керосин самый дорогой в России. Некоторые авиакомпании уже заправляются в Москве, они подписали договор о резервировании емкостей под керосин в Домодедово. Вот до чего дожили», — заявил Э. Россель.
Если эти планы главы области будут реализованы, то Кольцово, очевидно, придется искать альтернативный источник инвестиций, не связанный напрямую с расходами пассажиров.
Аэропорт Кольцово продолжает реализовывать политику увеличения стоимости авиатоплива. Только за май 2008 года цены на него поднимались дважды. Если на 30 апреля стоимость тонны керосина составляла 23 300 рублей, то с 1 мая 2008 года она подорожала более чем на 4,5 % и составила 24 360 рублей. На конец месяца эта цифра увеличилась до 26 940 рублей за тонну. Всего же с начала декабря 2007 года (то есть за последние 6 месяцев) стоимость авиатоплива выросла более чем на 28 %. До этого, в ноябре — декабре 2007 года, цены также выросли — на 25—30 %. Более того, согласно официальным сообщениям администрации аэропорта, очередное повышение цен на горючее для авиалайнеров следует ожидать уже 21 июня. С этого числа стоимость топлива составит 30 600 рублей за тонну, с учетом заправки и обслуживания (стоимость «в крыле») — 37 194 рубля.
По данным авиакомпаний, осуществляющих рейсы из Кольцово, после этого повышения цен стоимость керосина в екатеринбургском аэропорту, находящемся в непосредственной близости от основных мест добычи нефти, будет выше, чем в московском Домодедово и курортных Сочи, Анапы и Минеральных Вод.
Следствием очередного повышения цен на керосин неизбежно станет рост стоимости авиаперелетов и повышение стоимости авиационных билетов. О росте цен на свои услуги уже заявили некоторые авиакомпании. Увеличение стоимости турпутевок, включающих в себя перелет, отмечают и многие турфирмы Екатеринбурга.
Проблема
Напомним, что вопрос с ростом цен на топливо в аэропорту Екатеринбурга поднимается уже не в первый раз. В прошлые годы авиакомпании, летающие из Кольцово, уже обращались в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с требованиями разобраться с обоснованностью роста цен на горючее. Тогда ФАС встала на сторону авиаторов и признала повышение стоимости авиационного керосина необоснованным.
После этого инцидента цена топлива на некоторое время была заморожена. Более того, после смены руководства аэропорта новый менеджмент заявил о своем стремлении сдерживать рост цен на керосин и не перекладывать собственные затраты на плечи авиакомпаний и, в конечном счете, пассажиров. Так, в январе 2008 года генеральный директор ОАО «Аэропорт Кольцово» Кирилл Шубин заявил, что в I полугодии 2008 года цены на авиатопливо будут стабильными. «Повышение стоимости авиационного топлива возможно только во II полугодии 2008 года», — обещал он тогда.
Однако эти обещания не были сдержаны.
Инвестиционная составляющая?
В то же время в сообщениях представителей Кольцово, разъясняющих причины повышения цен на топливо, регулярно встречаются указания на то, что компания активно ведет работы по благоустройству аэропорта, в том числе строительство нового международного терминала. При этом в заявлениях аэропорта указывается, что со временем повышение цен на билеты благотворно скажется на всех пассажирах, пользующихся услугами Кольцово.
Анализ этих заявлений дает возможность предположить, что в стоимости керосина, а значит, и авиабилетов руководством аэропорта закладывается часть затрат на модернизацию Кольцово. Иными словами, каждый пассажир, улетающий из аэропорта или прилетающий в него, фактически несет часть расходов на реализацию его строительных проектов. Очевидно, что подобные расходы можно назвать «инвестиционной составляющей» в стоимости авиабилета. Подобные отчисления давно стали частью практики некоторых транспортных компаний, прежде всего монополистов. Так, например, «инвестиционную составляющую» в цену каждого железнодорожного билета ввели Российские железные дороги.
Правда, в отличие от Кольцово, ОАО «РЖД» — не частная, а государственная структура, тарифы на стоимость услуг которой напрямую устанавливают государственные контролирующие органы. В случае с екатеринбургским аэропортом пассажиры обслуживаемых им авиакомпаний фактически будут софинансировать коммерческий проект, принадлежащий частной компании, иными словами — вкладывать собственные средства в развитие чужой собственности.
Совершенно очевидно, что никаких дивидендов с указанных «вложений» посетители аэропорта никогда не получат. В этом и состоит существенное отличие от, например, «инвестиционной составляющей» в квартплате, которая часто взимается на капитальный ремонт систем коммунального хозяйства: в последнем случае граждане инвестируют в собственность, принадлежащую им самим, пусть и коллективно.
Более того, эксперты указывают, что участие в чужих инвестициях фактически является для клиентов Кольцово принудительным и выглядит как навязываемая услуга, ведь отказаться от «инвестиций» в реконструкцию аэропорта пассажир не может.
Мнения
«Заявления о необходимости реконструкции аэропорта можно считать оправданными. А вот методы, которыми собираются средства, можно счесть не совсем корректными. По всей видимости, условия, на которых компании могли быть предоставлены заемные средства, были невыгодными, и для своего развития ей пришлось принять решение о введении данной «инвестиционной составляющей» билета», — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«Нам понятно желание аэропорта Кольцово увеличить свои доходы. Но с точки зрения потребителей услуг, данные действия не совсем оправданны, особенно для иногородних, которые не заинтересованы в материальной поддержке различных структур города Екатеринбурга. Аэропорт фактически принуждает потребителей их услуг к участию в их собственном бизнес-проекте», — отмечает заместитель генерального директора УФ ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.
«Каждый бизнес-проект изначально основывается на вложении капитала, а уж потом на получении прибыли. Финансирование проекта происходит различными способами: кредитование, приобретение акций и т. п. Данная же организация пытается финансироваться бесплатно, за счет не заинтересованных в прибыли потребителей», — считает он.
«В действиях Кольцово, возможно, даже присутствуют признаки правовых нарушений. Аэропорт пытается получить дополнительную ренту благодаря своему монопольному статусу, но их монопольный статус не является естественным. Соответственно, рассмотрением законности действий Кольцово должна заняться ФАС», — говорит К. Селянин.
Не исключено, что Федеральная антимонопольная служба действительно обратит внимание на данную проблему. Руководитель УФАС по Свердловской области Татьяна Колотова сообщила о том, что ее ведомство будет внимательно следить за ситуацией и немедленно примет меры, если обнаружит в действиях аэропорта признаки нарушения действующего антимонопольного законодательства.
Финансы
Следует отметить, что в то время, когда аэропорт вводит дополнительные сборы, компании, близкие к его владельцам, недостатка в финансовых ресурсах, по всей видимости, не испытывают. Во всяком случае, об этом может свидетельствовать размещенное на официальном сайте авиакомпании объявление о скупке акций аэропорта.
По имеющимся данным, скупку осуществляет ООО «Русавиахолдинг», близкое к группе компаний «РЕНОВА», в которую входит и основной акционер Кольцово — ОАО «Кольцово-Инвест». Одна обычная акция выкупается компанией за 1 000 рублей, привилегированная — за 1 500. Учитывая, что в настоящий момент на руках миноритарных владельцев (именно у них и ведется выкуп) сосредоточено порядка 13 % акций, сумма затрат на их приобретение может составить несколько десятков миллионов рублей, то есть величину, сопоставимую со стоимостью работ по возведению терминала. Однако эти деньги на строительство не тратятся.
Результаты
Между тем очевидно, что подобные методы работы аэропорта приносят свои результаты. Очевидно, что одним из них является отклонение заявки Свердловской области на создание портовой особой экономической зоны «Уральский трансконтинент». Проект ОАО «Аэропорт Кольцово» проиграло в конкурсе по отбору заявок на создание особых экономических зон портового типа.
Как сообщает пресс-служба Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, в Министерстве экономического развития РФ состоялось заседание межведомственной конкурсной комиссии, которая определила победителей конкурса — 2 аэропортовых ОЭЗ, в Красноярске (аэропорт Емельяново) и Ульяновске (аэропорт Ульяновск-Восточный), и 1 морская ОЭЗ (порт Советская Гавань).
На развитие данных зон государство планирует выделить порядка 15 млн рублей бюджетных средств.
Напомним, прием заявок от претендентов на участие в открытом конкурсе по созданию портовых особых экономических зон проходил с 1 февраля по 30 апреля 2008 года. 6 мая 2008 года конкурсной комиссией были отобраны 17 претендентов на создание ОЭЗ портового типа, в числе которых была и Свердловская область.
По словам ответственного секретаря конкурсной комиссии К. Янкова, большинство заявителей недостаточно проработало вопросы, связанные с оценкой реальных потребностей для создания внешней инфраструктуры зон (железных и автомобильных дорог, объектов энергоснабжения, возможного углубления акваторий), а также решения вопросов статуса земельных участков, включаемых в территорию предполагаемых зон.
Не исключено, что этот проигрыш — далеко не последнее следствие политики нынешнего руководства аэропорта.
Выход
Между тем выход из сложившейся ситуации может быть найден. Однако он, по всей видимости, требует принятия ряда политических решений, которые бы лишили Кольцово возможности устанавливать цены в соответствии с собственными представлениями об «экономической эффективности» и учетом затрат на реконструкцию и иные инвестиционные проекты. Выходом может стать помещение руководства аэропорта в конкурентное поле путем создания альтернативного заправщика самолетов.
Высокая стоимость авиакеросина в аэропорту Екатеринбурга не раз становилась объектом критики со стороны как властных структур, так и участников туристического рынка. В итоге губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявил о намерении урегулировать сложившуюся проблему посредством строительства в Кольцово еще одного заправочного комплекса.
«Я договорился с «Лукойлом», чтобы он построил нам хороший заправочный комплекс. У нас керосин самый дорогой в России. Некоторые авиакомпании уже заправляются в Москве, они подписали договор о резервировании емкостей под керосин в Домодедово. Вот до чего дожили», — заявил Э. Россель.
Если эти планы главы области будут реализованы, то Кольцово, очевидно, придется искать альтернативный источник инвестиций, не связанный напрямую с расходами пассажиров.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Аэропорт Кольцово: инвестиции за счет пассажиров?
- Вводя «инвестиционную составляющую» в стоимость билета аэропорт «Кольцово» ...
- ОАО «Аэропорт «Кольцово» второй раз в течение одного месяца повысило цены ...
- ОАО «Аэропорт «Кольцово» второй раз в течение одного месяца повысило цены ...
- Генеральный директpор ОАО «Аэропорт Кольцово» заявил об очередном повышении ...