Кредитный брокеридж: «схлопывание» рынка

Рынок кредитного брокериджа переживает период кризиса.

Рынок кредитного брокериджа (услуг по предоставлению потребителю помощи в получении кредитов), еще не успев сложиться, переживает первый в своей истории серьезный кризис. И это определенно кризис перепроизводства.

Напомним, что первые компании, оказывавшие консультации по получению кредитов в России, начали массово предлагать свои услуги в 2004—2005 годах — в эпоху бурного роста потребительского кредитования. Стремительный рост их числа пришелся на 2006 год и первую половину 2007 года — время бурного расцвета банковского ретейла. На рынок выходили как относительно небольшие региональные организации, так и крупные федеральные сети. В эпоху, когда объемы потребительского кредитования ежегодно демонстрировали рост в 100—300 %, казалось, что места на рынке будет достаточно всем.

Причины кризиса

Однако уже вторая половина 2007 года поставила этот оптимизм под вопрос. Следствием мирового финансового кризиса стало прекращение вливания дешевых заемных средств в российскую экономику. Рост объемов выдачи кредитов замедлился. Причем сокращение в первую очередь коснулось именно крупных кредитов и ипотеки, то есть той сферы, в которой и вели свою работу кредитные брокеры. В результате резко уменьшилась их клиентская база.

Конкурентную ситуацию только усугубил массовый выход на рынок специализированных ипотечных брокеров, созданных при агентствах недвижимости. Причем позиция последних представляется предпочтительной.

«Как правило, потребителю нужен не сам кредит, а тот продукт, который он может приобрести с его помощью. Если взять сферу недвижимости, то человеку прежде всего нужна квартира, и здесь ему требуются услуги структур, занимающихся недвижимостью профессионально. Агентство недвижимости, имеющее в своем штате специалиста по ипотечным кредитным программам, сделает это лучше, чем брокерская контора, так как способно решать проблему в комплексе, а не только ее отдельную часть. Кроме того, риелторы обладают знанием о рынке недвижимости, особенностях сделок на нем, которого нет у «обычных» кредитных брокеров. На рынок недвижимости такая компания выходит, плохо представляя проходящие на нем процессы. Я не думаю, что она может составить конкуренцию агентству недвижимости», — полагает исполнительный директор Уральской палаты недвижимости Рустем Галеев.

Также следует отметить, что ипотечный брокеринг для агентства недвижимости — дополнительный вид деятельности, что позволяет ему диверсифицировать бизнес и переживать периоды «затишья» на кредитном рынке, в то время как для чистого кредитного брокера месяц без клиентов — это фактически потеря бизнеса.

Одновременно произошло «сжимание» самого поля деятельности кредитных брокеров. Из нее фактически полностью выпали «обычные» потребительские кредиты, то есть беззалоговые займы физических лиц на сумму до 100 000, а в ряде случаев и до 500 000 рублей.

Причин у этого процесса как минимум две. Во-первых, это изменение психологии потребителей. Если еще 2—3 года назад получение кредита рассматривалось рядовым гражданином как некое сложное и даже отчасти мистическое действо, которое сложно пройти без помощи специалиста-«шамана», то сейчас большинство горожан воспринимают получение кредита как обычную рутину.

Впрочем, в основе психологических изменений лежит значительная работа, проделанная как самими банками, так и контролирующими органами. Не только заемщики начали относиться к кредитам по-иному, но и сами кредитные продукты действительно стали проще и доступнее.

Первым шагом стало введение понятия эффективной ставки и упрощение ее расчетов, в результате чего потребитель получил возможность реально просчитать свои расходы и сравнить предложения банков между собой без помощи специалиста.

Широкое развитие Интернета свело на нет главный рекламных козырь кредитных брокеров — отсутствие необходимости бегать по банкам. Сейчас каждый может за несколько часов посетить десятки банковских офисов и выбрать необходимый кредит. Собственные трудозатраты более чем окупятся, учитывая стоимость услуг кредитных брокеров — порядка 5 тысяч рублей за консультацию и 5—10 % от суммы полученного кредита.

Злую шутку сыграл с рынком и процесс унификации банковских продуктов в результате конкуренции между кредитными организациями. В результате различия между кредитными предложениями различных банков оказались меньше, нежели та сумма, которую просят за «подбор» более выгодного кредита брокеры. Иными словами, разница между самым выгодным и самым «кабальным» кредитом может составлять 4 %, в то время как услуги брокера обходятся потребителю в 5 %.

Препятствием на пути кредитных брокеров стало и упрощение многими банками процедуры выдачи кредитов, исключение требований о предоставлении чрезмерно большого пакета документов или поручителей, поиск которых часто и брали на себя специализированные фирмы.

В результате клиентами кредитных брокеров в основном остаются только «проблемные» заемщики — граждане, которые отчаялись получить кредит «традиционным» способом и отсеянные скоринговыми системами. Впрочем, в таком случае работа специалистов превращается из консультационных услуг в околокриминальное предприятие по обману службы безопасности и скоринговой системы банка. При этом вопрос о том, как такой клиент будет возвращать банку полученный заем, брокеров, как правило, не интересует.

Положение на рынке

Прямым следствием резкого сокращения рынка и общего количества клиентов является ужесточение конкуренции и снижение общей рентабельности бизнеса. Аналитики не исключают, что это может привести к серьезному кризису в данной отрасли: усиление конкуренции при отсутствии расширения рынка должно стимулировать компании к снижению цен на свои услуги и, как следствие, к снижению прибыли. При отсутствии серьезного роста интереса граждан к услугам подобного рода следствием этого может стать убыточность большей части подобных проектов.

Естественным выходом из положения, по мнению экспертов, может являться только серьезное увеличение числа клиентов кредитных брокеров. Однако пока эксперты финансового рынка не видят серьезных предпосылок для этого процесса, прежде всего ввиду отсутствия значительной потребности в их услугах.

Другой сценарий развития событий предполагает значительное уменьшение числа участников рынка. Иными словами, большинство компаний, присутствующих сейчас в этом сегменте, должны будут просто прекратить свою деятельность. Только сокращение общего числа игроков в несколько раз может позволить оставшимся обеспечить себя достаточным количеством клиентов для того, чтобы вернуться к уровню самоокупаемости.

Можно констатировать, что этот процесс на нашем рынке уже идет. Многие из тех фирм, кто первым предложил свои услуги в 2003—2005 годах, уже прекратили свое существование. Эксперты рынка отмечают, что значительное число компаний, выходящих на рынок услуг по помощи в получении кредита, существуют на нем не более 1—2 лет.

Впрочем, процесс исхода с рынка пока нельзя назвать массовым. Возможно, это связано с желанием всех его участников «пересидеть» трудные времена и путем сокращения издержек дождаться времени, когда погибнут конкуренты.

Пока дискуссионным остается вопрос о том, кто сможет лучше адаптироваться к кризисным условиям — региональные брокеры или недавно появившиеся в Екатеринбурге крупные федеральные сети, такие как «Фосборн Хоум» или «Кредитмарт».

Преимуществом небольших местных компаний является их диверсифицированность. Как правило, они являются подразделениями иных бизнесов (например, уже упомянутых агентств недвижимости) или создаются в рамках неких корпораций. Благодаря помощи других направлений они могут пережить трудные времена. Более того, они могут позволить себе «законсервироваться», сократить штат сотрудников до минимума, переведя обученные кадры в другие подразделения. В случае изменения рыночной конъюнктуры на более благоприятную такой бизнес может быть вновь развернут в минимальные сроки.

Крупные сети за свой счет могут поддерживать определенное число убыточных офисов. Но если кризис поразит всю компанию (а вероятность этого велика, так как экономические процессы по всей стране идут единообразно), то ей придется прекращать свое существование. Кроме того, крупной специализированной сети, занимающейся исключительно брокериджем, достаточно сложно минимизировать свои расходы за счет перепрофилирования помещений или сотрудников.

«Фосборн Хоум»

Впрочем, отдельные компании, присутствующие на екатеринбургском рынке, демонстрируют попытки заработать средства даже в кризисных условиях. Примером может служить компания «Фосборн Хоум». Не так давно компания заявила о своем стремлении выйти на новые рынки, предложив свои услуги в относительно небольших населенных пунктах, в которых не существует такой сильной конкуренции, какая наблюдается в городах-миллионниках.

Таким образом, высокий уровень конкуренции и снижение спроса на услуги брокеров приводят к тому, что сегодня они вынуждены перемещать свой бизнес во все менее привлекательные территории, степень благосостояния населения в которых невысока и, соответственно, уровень спроса на кредитные ресурсы оставляет желать лучшего.

С одной стороны, такая стратегия не лишена определенного смысла. В небольших городах информированность и психологическая готовность жителей к получению кредита зачастую отстает от крупных центров на несколько лет. Часто там менее доступен Интернет, хуже обучены сотрудники банков, не всегда имеющие достаточную квалификацию для консультирования клиентов.

Но с другой стороны, небольшие города, как правило, не испытывают острой потребности в услугах кредитного брокера. Объясняется это прежде всего относительно небольшим числом кредитных учреждений и, соответственно, весьма ограниченным выбором кредитных продуктов. Если в ситуации альтернативы из предложений 50 банков человеку может понадобится помощь профессионала, то выбрать из 3 предложений всякий способен, как правило, самостоятельно.

Очевидно, именно эти соображения заставили «Фосборн Хоум» отказаться от продолжения географической экспансии на собственные средства. В результате новой стратегией сети стала продажа франшизы. «Фосборн Хоум» предложил всем желающим в «новых» для себя городах организовать «совместное предприятие», которому сеть готова предоставить свое имя и некие «технологии», получив взамен 51 % акций. От партнеров требуется 2 миллиона рублей инвестиций, организация работ и отчисления за пользование франшизой.

Впрочем, пока предложения компании, по всей видимости, остаются без ответа. Региональные компании не спешат отдавать более половины своего бизнеса за «имя и технологии». Предприниматели, думающие только об организации кредитных бюро, по всей видимости, также не рассматривают указанные предложения в качестве выгодных для себя.

Эксперты полагают, что попытка заработать на франшизе в ситуации сокращения рынка представляется достаточно сомнительным вариантом. И тем не менее отказ от открытия полноценных филиалов в пользу схемы «совместных предприятий» является для компании пусть и призрачным, но шансом удержаться на плаву в период кризиса.

Итог

Кредитный брокер сегодня является дорогостоящим, не всегда добросовестным и редко действительно необходимым посредником между заемщиком и кредитной организацией, в существовании которого по большому счету не заинтересованы ни его клиенты, ни партнеры (кредитные учреждения). В такой ситуации сами компании вынуждены предпринимать меры по обеспечению своего выживания в сложившейся ситуации как за счет сокращения издержек, так и за счет реализации иных проектов.


Другие материалы по теме: