«Ведомости»: Pepsi взялась за Irn-Bru с рекламой и дистрибьюцией

29 января 2002 (12:24)

Вчера компания Pepsi-Cola объявила, что займется розливом и дистрибьюцией на территории России лимонада Irn-Bru. Эта, казалось бы, рядовая новость завершает бурную историю проекта, запущенного в кризисном 1998 г. как альтернатива гигантам Coca-Cola и Pepsi. Производство Irn-Bru компания «КЛП СофтДринкс» прекратила еще летом, а директора этой фирмы не могут найти. Persi и Coke лидируют на рынке газировки везде в мире, кроме Шотландии. Там верхнюю строчку в «турнирной таблице» занимает местная компания A.G. Barr, которая выпускает Irn-Bru (в переводе «железное варево»). В 1998 г. A.G. Barr продало франшизу на производство напитка фирме КЛП, и та в самый разгар финансового кризиса начала рекламную кампанию стоимостью $1,5 млн. Это казалось полным сумасшествием: прочие рекламодатели тогда вовсю резали бюджеты. На этом фоне рекламные ролики Irn-Bru про страусов, снятые рекламным агентством РАВИ, произвели на потребителей неизгладимое впечатление (потом A.G. Barr использовала эти клипы в Испании). Через год после открытия московского завода у Irn-Bru в России была такая же доля рынка, как в Великобритании, – 4%. На нашу страну приходилось 17% продаж Irn-Bru, и благодаря российскому проекту в первой половине 1999 г. A.G. Barr объявила о росте прибыли на 9% до $13,7 млн. Но развить успех КЛП не сумела. Гендиректор компании Сергей Конов два года безуспешно искал средства на расширение производства, без которого была невозможна конкуренция с теми же Coke и Pepsi: завода, рассчитанного на розлив 2,5 млн дал напитков, катастрофически не хватало. А еще Конов увлекся идеей создания собственных брэндов. Из этого ничего не вышло: газировки Jerry Lay и «Высотка» на рынке не прижились. Эдна Куннигхам, менеджер по связям с общественностью компании A.G. Barr, сообщила, что еще летом этого года российский партнер прекратил розлив и дистрибьюцию газировки. Шотландцы, лишившись половины экспортной выручки, начали искать нового партнера в России. Поддержкой экзотического брэнда согласился заняться бывший конкурент – Pepsi. Она начнет разливать Irn-Bru в Москве и Самаре уже в феврале. По словам представителя Pepsi-Cola Александра Шальнева, компания возьмет на себя и дистрибьюцию напитка. Если для A.G. Barr история еще может закончиться благополучно, то американский инвестиционный фонд Agribusiness, наверное, никогда уже не вернет вложенных в КЛП в 1998 г. $7 млн. Представители фонда уже некоторое время не могут найти Конова. Старший консультант Agribusiness Грегори Беренштейн, раньше регулярно общавшийся с предпринимателем, говорит, что не разговаривал с главой КЛП уже несколько недель. Не смог дозвониться до Конова по мобильному телефону и корреспондент «Ведомостей». В офисе компании телефоны тоже не отвечают. На телефонном узле сообщили, что «номера не обслуживаются в связи с тем, что деятельность абонента прекращена». В Agribusiness, впрочем, относятся к этой ситуации философски. «Это была не самая большая наша инвестиция», – говорит Беренштейн. Всего фонд вложил в России около $100 млн.


Другие материалы по теме: