Рынок специалистов

Ситуация на рынке труда в Екатеринбурге

На сегодняшний день основным показателем заслуг в профессиональной деятельности стал размер материальных благ специалиста. Под словом «специалист» понимается столь дефицитный сегодня обладатель тех или иных умений, которые способны приносить ощутимую прибыль предприятию. А «материальные блага» – это не просто обычное заработанное честным трудом количество денежных средств, но и затраты предприятия на комфортные условия для работников – оплата расходов на бензин, питание, сотовую связь, предоставление отпуска и прочие вещи, с которыми специалисту гораздо удобнее не только выполнять свою работу, но и просто жить. Никогда не стоит забывать, что люди – главные активы любой компании. И без умелых рук и светлых голов любое новейшее оборудование, в которое вы решили вложить все сбережения, рискует остаться грудой металла. Поэтому наиболее выгодны инвестиции в человеческие ресурсы как силу, способную сдвинуть предприятие с мертвой точки и привести к процветанию.

В то же время ситуация на рынке труда в Екатеринбурге малоутешительна – инвестировать в собственных специалистов большинство предприятий еще не готово. Все еще слышно эхо индустриализации, когда покупка техники была делом несравнимо более важным, чем поиск тех, кто будет эту технику обслуживать. Отсюда и дефицит у нас «самых-самых», которые, прихватив свои «награды», предпочитают «окучивать чужие поля» – с легкостью устремившись в сторону столицы или за рубеж. И о каких бы положительных сдвигах ни говорилось в последнее время, вопрос «утечки мозгов» из региона продолжает оставаться актуальным. Не говоря уже об угрожающей нехватке «умелых рук», то есть рабочих, что для нашего промышленного города стало большой проблемой. И дело здесь не только в отсутствии сориентированного на новые стандарты образования, но еще и в отсутствии в сознании молодого поколения «положительного образа рабочего» и самого «завода». Впрочем, эта тема требует отдельного рассмотрения.

Сколько платят специалистам

По данным рекрутинговых агентств Екатеринбурга, на начало 2002 г., списки самых нужных профессий продолжают возглавлять традиционные лидеры – менеджеры по продажам. В то же время их зарплата за год фактически осталась на прежнем (хотя и высоком) уровне или возросла незначительно – в среднем их доход составляет 22 тыс. руб. – по сравнению с реально возросшими доходами менеджеров по персоналу или дизайнеров. И хотя конкретные показатели в таблицах в среднем немного завышены (рекрутинговое агентство работает с высококлассными специалистами), общую динамику рынка они отражают довольно точно. Необходимо заметить, что для менеджеров по продажам изменилась и сама система оплаты труда – теперь их доход составляют не только проценты от прибыли, но и стабильная фиксируемая часть зарплаты (минимум $300). Показательно, что на тех же дизайнеров за несколько прошедших месяцев большого спроса не наблюдалось, но их зарплаты за два года успели вырасти примерно в 2,5 -3 раза и к сегодняшнему дню составляют в среднем 12 тыс. руб. в месяц. Невысокую востребованность можно объяснить тем, что при возрастающей сейчас конкуренции очень большие средства вкладываются в рекламные кампании, которые часто реализуются доморощенными методами, а хороший дизайнер со свойственными ему творческими амбициями редко имеет единственное место и фиксированный оклад.

Что же до лидеров по размерам зарплаты, то здесь ситуация стабильна – впереди по-прежнему позиция руководителя компании (от 15 до 90 тыс. руб. в месяц в зависимости от оборота предприятия). Ответственность за организацию производства и принятие решений традиционно ценится выше других умений. Так же устойчивым остается спрос и на других руководителей высшего и среднего звена (начальников отделов, заместителей директора, региональных представителей). Очевидно, что работодатели все чаще интересуются квалифицированным подбором кадров на управленческие должности и согласны хорошо оплачивать их труд (в среднем 22-27,5 тыс. руб. в месяц.) Особенно это касается крупных компаний и открывающихся в городе филиалов иностранных фирм, которые однозначно предпочитают набирать персонал в зависимости от степени профессионализма, при этом четко определяя круг задач и требований перед претендентами на высокую должность.

Высок спрос (и это уже можно назвать тенденцией) у работодателей на IT-специалистов. Их среднемесячный доход (в среднем 23,5 тыс. руб.) остался на таком же высоком уровне и даже немного возрос по сравнению с прошлым периодом. И перенасыщения этими квалифицированными работниками городского рынка труда пока не ожидается. Их значимость в наше время информационных технологий не требует особых комментариев, а квалификация для такой работы требуется высокая. Профессионалы понимают всю ответственность своей работы и хорошо знают себе цену.

Десятку самых популярных профессий замыкают логисты (среднемесячный доход 14 тыс. руб.) и менеджеры по рекламе и PR (16 тыс. руб. в месяц), которые способны использовать тонкие подходы в завоевании рынка. Все вошедшие в этот Топ специальности можно смело рассматривать как требующие особого внимания руководителя, в штате которого находятся такие работники. Ведь нет никакой гарантии, что конкурент не захочет переманить востребованного человека именно из вашего отдела.

Что же до упомянутых нами инженеров, технологов, то их заработные платы действительно возросли по сравнению с 1999 г. в 2 раза. Более того, в условиях прогрессирующего промышленного подъема потребность в профессионалах не будет уменьшаться.

Не особенно увеличились размеры зарплат главных бухгалтеров и рядовых сотрудников бухгалтерии, особенно по сравнению с другими категориями служащих. Но это отчасти объясняется тем, что в послекризисные времена никто не сокращал бухгалтеров из своего штата сотрудников, как, например, тех же менеджеров по продажам. Наоборот, бухгалтерия тогда была вынуждена справляться с новыми условиями рынка и поэтому меньше всех потеряла в доходах. Заработная плата главных бухгалтеров на начало 2002 г. составляет 15-30 тыс. руб.

В целом, анализируя тенденции рынка труда на начало года, можно вновь сказать, что безусловное лидерство принадлежит позициям, связанным с продажами. Сюда попадают и торговые представители, менеджеры, и директора по продажам. Если продолжать сравнивать ситуацию с ушедшими временами, то все встало с ног на голову (или наоборот?) – тогда выше всех ценился человек, умевший что-то «достать», сегодня требуется умеющий продать все что угодно. И, похоже, будет требоваться перманентно.

В остальном рынок труда отражает движение прочих рынков: растущая системная интеграция продолжает подпитывать спрос на специалистов, связанных с IT и телекоммуникационными технологиями. Развитие компаний и организация новых бизнесов требуют управленцев высшего и среднего уровней.

Наиболее интересна ситуация со специалистами по персоналу: значительный рост их заработной платы свидетельствует о возросшем интересе работодателей к своим работникам. Спрос на директоров, менеджеров по персоналу растет и объясняется внедрением современных технологий организации бизнеса и все более возрастающим вниманием со стороны руководителей к управлению человеческими ресурсами. Потому что именно они, в конечном итоге, будут являться основным инструментом достижения конкурентных преимуществ. С другой стороны, руководство, принимая такого специалиста за хорошую зарплату (до 30 тыс. руб. в месяц), непременно спешит расширить его без того огромный круг обязанностей. Помимо участия в формировании кадровой политики компании, составления планов стратегического развития персонала, определения мотивации, проведения аттестаций, тестов на профпригодность, постоянной работы с людьми компании, иногда на него пытаются взваливать и непрофильные поручения – рекламу, связи с общественностью или поиск специалистов для фирмы. И хотя в функции такого менеджера может входить работа по отбору персонала, отбор – это лишь завершающий этап выбора из претендентов, но не поиск, потому как профессиональным поиском сотрудников специалист чаще всего заниматься не имеет возможности (хотя бы в силу ограниченности своей информационной базы). Конечно, может быть выгодно поручить менеджеру по персоналу выполнение функции отбора персонала, не обращаясь к рекрутинговым агентствам и не затрачивая лишних средств на пополнение рядов новыми высококлассными работниками. Он ведь сам может дать объявление в газете, кому-то позвонить, это совсем нетрудная, на первый взгляд, задача. Но эта «черновая работа» зачастую отнимает очень много рабочего времени, потому как такой базы данных по специалистам, как у рекрутеров, менеджеры по персоналу, как правило, не имеют и им приходится тратить на поиск много сил, попутно занимаясь текущими делами. В итоге целых три минуса – менеджер по персоналу загружен до предела, он занимается не своим делом и начинает некачественно выполнять свои прямые обязанности, поиск специалистов происходит медленно и не всегда качественно. В то же время сегодня в Екатеринбурге сложился рынок рекрутинговых услуг, операторы которого обладают информацией о квалифицированных кадрах не только по нашему городу, но и по всей стране. Есть услуги, воспользоваться ими наша задача.

Постепенно рынок труда в Екатеринбурге становится более профессиональным, возросли требования к специалистам и соответственно продолжают расти заработные платы во всех категориях. В то же время неравномерность этого процесса повлекла за собой разницу в уровнях оплаты труда специалистов одинаковой квалификации внутри одной области, но работающих в различных компаниях. И часто она составляет 30-50%, что говорит о том, что окончательное структурирование рынка заработных плат в Екатеринбурге еще впереди. Отдельные предприятия готовы платить за хорошую работу больше других, а если прибавить к этому возросшее внимание работодателей к расширению компенсационного пакета, то появляется надежда, что миграция состоявшихся специалистов из региона «за длинным рублем» со временем сократится.


Другие материалы по теме: