Маневры перед выборами

После закончившихся выборов в нижнюю палату областного законодательного собрания наиболее актуальным политическим вопросом для Свердловской области являются губернаторские выборы, и в частности, срок их проведения.

Петр Верховцев

События последних месяцев показывают, что период 2002-2003 гг. наверняка станет переломным в новейшей политической истории Свердловской области. Устоявшаяся за несколько предыдущих лет расстановка политических сил может коренным образом измениться. На это указывает ряд факторов: сроки нахождения у власти представителей элит, занимающих ключевые руководящие посты, истекают; у некоторых из них уже не хватает политических и экономических ресурсов, чтобы продолжать противостоять оппонентам. Немаловажным фактором также стало значительное усиление за последние два года влияния в регионе федерального центра, прежде всего президента и его администрации. Москва активно играет в региональные политические игры, вмешивается, навязывает свои правила игры, не считаться с которыми в решении ключевых вопросов все труднее.

Сегодня уже понятно, что чистого эксперимента, когда в региональную биполярную систему включается новый участник в виде Москвы, не получится. Поэтому приходится говорить только о трансформации внутрирегиональной конфронтации в противостояние региона и федерального центра. Активное обсуждение региональными СМИ информации о возможном переходе Аркадия Чернецкого на работу в федеральное ведомство лишь подтверждает версию о том, что мэр Екатеринбурга готов отказаться от собственных амбиций в регионе в пользу активного сотрудничества с Москвой и получения статуса одного из ретрансляторов федеральной политики.

Таким образом, единственный, кто на сегодняшний день может составить конкуренцию федеральному центру, – Эдуард Россель. До сих пор у Москвы нет кандидата столь же авторитетного как на региональном, так и на федеральном уровне, на которого можно было поставить, не затратив при этом огромные средства на его «раскрутку». Именно фигура действующего губернатора на сегодняшний день устраивает большинство как старых, так и недавно сформировавшихся региональных элит. Для первых третий срок действующего губернатора – гарант стабильности и возможность еще 4 года успешно вести свой бизнес, для вторых – возможность укрепиться в качестве элиты, встать на ноги, чтобы через 4 года претендовать на власть самостоятельно.

Продлить срок на 5 месяцев и 4 года

Выборы в Областную думу в апреле 2002 г. показали, что одна из сторон явно проигрывает другой. Апрель 2002 г. сформировал не просто устойчивое большинство прогубернаторских сил в нижней палате областного парламента, но и паритет сил в Городской думе, что ставит команду мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого в крайне невыгодное положение.

Единственное преимущество перед командой Росселя на выборах в Областную думу, которое имел мэр Екатеринбурга, заключалось в том, что Аркадий Чернецкий сумел заручиться негласной поддержкой Кремля. Однако по результатам прошедших выборов в Областную думу можно предположить, что эта поддержка оказывалась достаточно формально и скорее всего мэр Екатеринбурга был поддержан Москвой «авансом», лишь в надежде на победу блока «Единство и Отечество», доверенным лицом которого и был Аркадий Чернецкий. Есть вероятность, что для федерального центра, не получившего желаемого политического актива в областном Законодательном Собрании, фигура Аркадия Чернецкого сейчас потеряла первостепенную важность, и возможно, что Москва предпочтет сосредоточить все силы на лидере «Единства и Отечества» – Сергее Носове. Возможно, по этим причинам команда Чернецкого вообще откажется от участия в выборах.

В свою очередь Эдуард Россель, уже поддержанный большинством региональных элит, скорее всего построит кампанию традиционно, используя тактику, не раз приводившую его к победе. Губернатор, при поддержке уральского бизнес-сообщества, вновь сыграет на имидже федерального политика, подъеме промышленности, росте экономического благосостояния области и популярности у избирателей Свердловской области. Вероятность успеха при такой тактике велика, хотя и не абсолютна.

Шансов действующему губернатору может добавить маневр, совершить который, имея практически подконтрольную Областную думу, не составит особого труда. Дело в том, что Областная дума вполне может принять постановление о продлении губернаторских полномочий. Максимальный срок такого продления составляет по Избирательному кодексу 9 месяцев. Весь вопрос – в выборе срока. На второе полугодие 2003 и первое 2004 г. приходятся три выборные кампании, две из которых – федерального уровня, и от того, когда пройдут выборы губернатора – в сентябре, декабре или марте, – и будет во многом зависеть, кто возглавит Свердловскую область на следующие 4 года.

Сентябрь 2003 года

Теоретически выборы губернатора согласно законодательству приходятся на сентябрь 2003 г. Однако это наименее удобный вариант для Эдуарда Росселя. Ни к чему не приуроченные региональные выборы позволят Москве сконцентрировать все силы на Свердловской области и сделать все возможное, чтобы снизить его рейтинг. В том случае, если будет проигран именно «сентябрьский» вариант (Кремль использует все ресурсы, чтобы сделать это), в политической истории Свердловской области эти выборы останутся как одни из самых «грязных» с точки зрения PR и самых «продвинутых» с точки зрения предвыборных технологий. С большой вероятностью выборы пройдут в два тура, и отрыв действующего губернатора от кандидата, на которого поставит Москва, будет минимальным. Эдуард Россель и в этом случае вполне сможет одержать победу, однако при этом на выборах будет израсходовано значительно количество ресурсов. Исходя из этого, команда Росселя сделает все возможное, чтобы перенести выборы губернатора хотя бы на декабрь 2003 г.

Декабрь 2003 года

В декабре федеральный центр уже не сможет уделять столько сил отдельно взятому губернатору, потому что в это же время проходят общероссийские выборы в Госдуму, где у Кремлевской администрации есть интересы более важные, чем власть в одном, пусть даже одном из ключевых, регионе. Соответственно, как только кремлевские технологи начнут работать на «два фронта», эффективность такой работы уменьшится, да и финансов на «антиросселевские» технологии будет выделено гораздо меньше.

Однако и для губернатора эти выборы не будут оптимальным вариантом. На декабрь 2003 г. приходятся также выборы глав крупнейших городов Свердловской области, в первую очередь – Екатеринбурга. Поэтому политтехнологам из команды Росселя также придется распылять свои усилия, что существенно снизит мощь удара. Облегчает задачу лишь то, что, как сейчас утверждают многие эксперты, Аркадий Чернецкий уже не сможет составить серьезную конкуренцию кому-либо на выборах мэра Екатеринбурга.

Не вполне удобным для обеих сторон «зимний» вариант будет еще и потому, что впервые губернатору Росселю придется открыто или косвенно поддерживать какую-либо федеральную политическую структуру, т.к. в соответствии с новым законом о партиях ставить на ту или иную общероссийскую политическую организацию, если Россель готовится на третий срок, придется.

Таким образом, для губернатора и его команды идеальным вариантом было бы на декабрьских выборах 2003 г. решить все «технические» проблемы, подготовить себе крепкие тылы в виде лояльных мэров и лобби в Госдуме, чтобы приступить к решению главной задачи в марте 2004 г.

Март 2004 года

Если для переноса выборов с сентября на декабрь у всех уровней власти есть вполне четкая мотивация (по подсчетам Облизбиркома, совмещение губернаторских выборов с выборами федерального уровня позволит сэкономить в областном бюджете более 110 млн руб.), то для того, чтобы перенести процедуру голосования на семь месяцев вперед, есть только одно объяснение – политический расчет губернатора Росселя. Тем не менее действующий Избирательный кодекс позволяет передвигать дату выборов на срок до девяти месяцев, а новый федеральный закон, который ориентировочно вступит в силу в июне 2002 г., позволяет переносить выборы и вовсе на год. Поскольку назначение даты голосования регионального уровня находится в компетенции Областной думы, то можно считать, что и эта процедура будет проведена в кратчайшие сроки. Более того, накануне председатель Облизбиркома Владимир Мостовщиков в интервью одному из информагентств заявил, что считает этот вариант наиболее приемлемым, т.к. в этом случае избрание губернатора может пройти в один тур.

Избрание губернатора в марте так же неудобно Кремлю, как и Эдуарду Росселю были бы неудобны губернаторские выборы в сентябре. Основной задачей кремлевских технологов в этот период будет сохранение за Владимиром Путиным поста президента. Ради этой цели они будут готовы пойти на какие угодно компромиссы с регионами, даже если условием победы Путина в Свердловской области будет третий губернаторский срок для Эдуарда Росселя.

Таким образом, областным властям представится возможность не просто избежать конфронтации с Кремлем, но и использовать имидж конкурента в своих целях. Уже сейчас можно предвидеть, что губернаторские политтехнологи построят предвыборную кампанию Росселя на поддержке действующей региональной и федеральной властей по имя стабильности и процветания Урала и России. В результате этого договора Эдуарду Росселю достается то, о чем накануне выборов мечтает любой отечественный политик, – к его рейтингу автоматически добавляется рейтинг президента Путина. Учитывая, что явка избирателей на президентские выборы достигает 60%, Эдуард Россель может быть переизбран на третий срок всего в один тур.

Вместо заключения

Единственный эффективный демарш, который в случае «мартовского варианта» сможет предпринять Кремль, если сложится такая ситуация, – через Центризбирком снять Росселя с предвыборной дистанции незадолго до дня голосования. Однако для искушенной в выборных кампаниях команды губернатора этот вариант не будет неожиданностью. Кандидатом-«двойником» может стать Алексей Воробьев, которому в случае снятия губернатора достанется большая часть голосов Росселя. В любом случае, исключение из предвыборной гонки Эдуарда Росселя станет форс-мажорной ситуацией как для региональных элит, так и для простых избирателей, и следствием будет скандал федерального масштаба, к чему Кремль вовсе не стремится. Использование Москвой административного ресурса в этом случае слишком заметно, что моментально скажется на рейтинге Кремля не лучшим образом.

Однако если федеральный центр все-таки решит прибегнуть к грубой демонстрации силы, то это может привести, в качестве первого варианта, к срыву губернаторских выборов, когда большинство пришедших на выборы избирателей проголосуют против всех. Вторым вариантом является развитие событий, в результате которых в два тура будет выбрана абсолютно случайная кандидатура, и далеко не факт, что выбранный в итоге кандидат будет тем человеком, который нужен Москве.

С другой стороны, Москва вполне может попытаться достичь договоренности с действующим губернатором, согласовав с ним политические вопросы, – тогда вопрос о сроках выборов не так важен. В этом случае вопрос исхода губернаторских выборов практически предопределен, так как с большой вероятностью выборы выигрывает действующий губернатор. Достижение такой договоренности можно считать для Москвы оптимальным вариантом: в этом случае федеральный центр не только не расходует свои ресурсы, поддержку ему на региональном уровне обеспечивает весьма популярный политик.


Другие материалы по теме: