Куда пойти инвестору

По мере развития фондового рынка растет число его участников, происходит сегментация рынка, возникают разные варианты работы на нем, так же как и растут риски оппортунистического поведения со стороны посредников, к которым вынуждены обращаться частные инвесторы. По этой причине клиентам необходимо делать сложный выбор для снижения риска потерять свои деньги от нерыночных факторов.

Особенность современного состояния фондового рынка заключается в том, что входные барьеры относительно низки. По закону, частные лица могут совершать сделки по ценным бумагам только через посредников-брокеров. В настоящее время можно выделить две группы посредников – банки и инвестиционные компании, которые постоянно конкурируют между собой. Проблема выбора инвестора состоит в том, что у банков и инвестиционных компаний разные возможности, а потому клиенту предстоит решать, с кем именно ему удобнее работать. Существуют два вида брокерского обслуживания, которыми может воспользоваться частный инвестор.

Варианты

Первый вариант, более демократичный, – самостоятельно решать, в какие бумаги и сколько денег вкладывать. Для отправления заявки на совершение сделки на бирже клиент может воспользоваться телефоном, факсом или Интернетом. При таком варианте единственный риск, который существует, – это искажение передаваемой информации или ее потеря вовсе, что при нынешнем состоянии инфраструктуры вполне вероятно. Оптимальный вариант в таком случае – это работа через Интернет. С помощью системы Интернет-трейдинга частный инвестор в режиме реального времени вкладывает свои деньги в ценные бумаги на свое усмотрение.

Для того чтобы стать пользователем системы Интернет-трейдинга, клиенту достаточно заключить с банком или инвестиционной компанией договор на брокерское обслуживание, открыть расчетный счет, на котором будут храниться денежные средства клиентов, и специальный счет-депо, на котором учитываются все ценные бумаги. Единственное, за что клиент платит, – это комиссионные сборы за каждую сделку: в среднем 0,3 – 0,0005% от суммы. Демократичность этого варианта брокерского обслуживания заключается в том, что, по сути дела, клиенту без разницы, с кем именно иметь дело – с банком или инвестиционной компанией, так как разницы в размерах комиссии практически нет, так же как нет угрозы несанкционированного распоряжения средствами клиента.

Единственное, что может повлиять на выбор клиента в пользу банка или в пользу инвестиционной компании, – это размер кредитного плеча, которое предоставляется клиенту в случае недостатка денежных средств при проведении операций, возможность получения различных кредитов также при недостаточности средств. Вполне естественно, что если клиент пытается свести к минимуму риск потерь, то ему без разницы, с кем он будет работать – с инвестиционной компанией или с банком, но если же он работает по принципу получения максимальной доходности, то он, естественно, выберет банк, так как и предоставляемое кредитное плечо у банка больше, и условия по кредитованию лучше.

Второй вариант работы на рынке – это просто отдать свои деньги в банк или инвестиционную компанию, воспользовавшись услугами доверительного управления либо приняв участие в любом из паевых инвестиционных фондов. Все решения о покупке-продаже ценных бумаг принимает в таком случае не их владелец, а управляющий портфелем. Это так называемое доверительное управление активами клиента, при этом стоимость обслуживания составляет от 5 до 10% в зависимости от суммы и условий работы. Именно здесь клиенту предстоит сделать сложный выбор того, с кем работать – с инвестиционной компанией или с банком.

Проблема заключается в том, что деньгами распоряжается именно брокер, а не сам клиент, что приводит к возникновению ситуаций, когда клиенты просто-напросто теряют свои деньги. Прежде всего, здесь существует такой риск, как неадекватное поведение брокера в случае возникновения кризисных ситуаций, когда брокер, в силу недостаточности знаний или еще каких-либо причин, совершает операции, которые приводят к потере денежных средств. В данном случае клиенту приходится полагаться на опыт брокера.

Но никто не исключает и человеческий фактор. Примером может служить факт мошенничества в начале 2002 г., когда один из брокеров в Сургуте, получив от частных клиентов порядка 500 тыс. руб., присвоил их и скрылся. По сути дела, доверительное управление является следствием отсутствия специфических знаний у частных лиц, что и приводит к возникновению таких ситуаций. По этой причине клиенту приходится взвешивать все за и против того или иного брокера. Банки, как правило, работают с крупными инвесторами, а инвестиционные компании делают ставку на мелкого и среднего частного инвестора, так как обеспечивать риски мелкого и среднего инвестора гораздо проще.

Наиболее важным критерием для клиента компании, предоставляющей доступ на рынок ценных бумаг, является, прежде всего, ее надежность. По этому параметру банк имеет несколько преимуществ перед брокерской компанией. Дело в том, что у банков гораздо более диверсифицированный бизнес. Кроме брокерских операций и услуг доверительного управления, банк может осуществлять ведение денежных расчетов, вести традиционный для банков кредитно-депозитный бизнес, а кроме того, осуществлять операции на валютном рынке. Более высокая степень диверсификации бизнеса по сравнению с инвестиционными компаниями позволяет значительно снизить риски для клиентов, компенсируя убытки, возникшие из-за плохой конъюнктуры рынка, за счет прибыли от обслуживания расчетов или кредитно-депозитной деятельности.

Тем не менее небольшие брокерские компании обладают относительно более высокой оперативностью принятия решений. Правда, внедрение современных коммуникационных и информационных технологий в ближайшем будущем грозит свести на нет это преимущество. Кроме того, небольшие брокерские компании ориентированы на мелких инвесторов, которые не обладают привлекательностью для крупной организации, так как работа с большим числом мелких инвесторов связана с высокими издержками.

Комментарий

Начальник Управления ценных бумаг Уральского банка реконструкции и развития Александр Пластинин так прокомментировал положение на рынке инвестиционных компаний и банков: «На рынке брокерских услуг можно выделить две основные группы игроков – банки и инвестиционные компании. При этом если говорить о надежности работы с этими брокерами, то здесь важно анализировать два фактора: диверсификация бизнеса и размер собственных средств. Именно с этой точки зрения рисковая составляющая особенно в небольших инвестиционных компаниях значительно выше, чем в том же банке. Проблема небольших компаний, которые, как правило, работают в одном городе или регионе, это небольшой размер собственных средств и высокая степень зависимости от ситуации на рынке. При этом из-за высокой ликвидности активов небольшой инвестиционной компании возникает угроза того, что в случае неблагоприятного стечения обстоятельств компания может использовать средства клиентов, как, например, это произошло в Сургуте. По этой причине более стабильными и надежными являются межрегиональные крупные инвестиционные компании, которые имеют диверсифицированный бизнес и большой размер собственных средств. В таких компаниях не последнюю роль играет тот факт, что головная компания всегда готова помочь своему филиалу в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Таким образом, наиболее стабильными игроками являются банки, у которых в наибольшей степени диверсифицирован бизнес и имеется достаточное количество собственных средств. Более того, инвесторы привыкли работать с банками, так как те же самые депозиты и безналичные расчеты достаточно сильно распространены, и поэтому доверия к банкам больше. Если же говорить о региональных банках, то, как правило, крупный инвестор имеет полную информацию о работе банка, а потому к нему больше доверия. Если говорить о распределении по сегментам рынка, то, безусловно, в секторе акций лидируют инвестиционные компании, так как через ИК работает большое число мелких инвесторов. Правда, в последнее время идет снижение активности на рынке. Банки же преобладают в секторе облигаций, собственно в котором и работают крупные инвесторы. Рынок облигаций в настоящее время расширяется, а потому у банков большие перспективы».

Вывод

Брокерское обслуживание, без всякого сомнения, превратилось в отдельный вид бизнеса. Нельзя сказать, что это простой бизнес – обычно фондовый рынок не прощает ошибок, а потому брокерское обслуживание инвесторов требует от брокера высокого профессионализма и знания рынка. Кроме того, тенденция такова, что доходность этого бизнеса снижается с внедрением новых технологий, соответственно, среди участников рынка идет борьба за клиента, и постоянно растет конкуренция. На фоне продолжительного снижения основных западных биржевых рынков инвесторы начинают терять к фондовому рынку интерес. Пока что возможность существовать и работать на рынке брокерских услуг сохраняется у всех игроков, но при растущей конкуренции небольшим компаниям выжить на этом рынке будет все сложнее, если они не найдут альтернативных фондовому рынку источников дохода. Можно предположить, что будущее брокерских услуг – за коммерческими банками и крупными инвестиционными компаниями. Поэтому инвестору сегодня надо весьма внимательно подходить к вопросу о выборе того или иного брокера для своей работы, будь то инвестиционная компания или банк.


Другие материалы по теме: