«Деловой Квартал» и Алена Савина полагают, что нам «Автомобиль по карману»

6 февраля 2003 (23:59)

Личный автомобиль традиционно считается признаком финансового благополучия. Представителю среднего класса машина необходима как минимум по статусу. Обычно решающим фактором в пользу той или иной модели становится цена. Поскольку до сих пор нет четкого определения "среднего русского" и предполагаемый доход этой аудитории исчисляется с разбегом от $500 до $1500 в месяц, выбор "среднего" авто также весьма разнообразен.

Самая дешевая отечественная машина - микролитражная "Ока". В январе этот автомобильчик стоил около 66 тыс. руб. (по данным прайса одного из дилеров "АвтоВаза" в Екатеринбурге на середину января). До 100 тыс. можно приглядеть себе и новенький ИЖ. Правда, средними эти машины назвать сложно, они доступны даже для людей с доходами ниже $400.

В течение нескольких десятилетий марку среднего автомобиля держит ВАЗ. Когда-то это была "классика", которая сейчас стоит в пределах от 95 тыс. до 136 тыс. руб. в зависимости от модификации и которую выбирают в основном люди старшего поколения. Средние бизнесмены и менеджеры предпочитают более дорогие и современные "самары" и "десятки". Цена на них возрастает вместе с номером в модельном ряду. "Восьмерки" и "девятки" - от 142 тыс. до 156 тыс., "девяносто девятые" - от 152 тыс. до 163 тыс. "Десятое семейство" ВАЗов - от 174 тыс. до 235 тыс. руб.

А вот мечта всех советских автолюбителей - "Волга" - сейчас большим спросом не пользуется, хотя по цене она сравнима с последними моделями ВАЗа. По объемам производства ГАЗ уступает Тольятти почти в десять раз. Партийные шишки переквалифицировались в больших боссов и пересели на "Мерседесы", а средний класс делает выбор в пользу более мобильных "Лад" или иномарок.

Иметь автомобиль иностранного производства престижно, даже если это машина С-класса. Самой демократичной и продаваемой маркой считается Daewoo. Цена на нее колеблется от 180 тыс. руб. (Matiz) до 300 тыс. руб. (Nexia с дополнительными опциями). В ценовом сегменте до $10 тыс. зарубежные производители позиционируют марки Skoda Fabia, Peugeot 206, Kia Rio, Suzuki Swift, Renault Kangoo, Fiat Palio (данные Агентства информационного маркетинга. Представлены в порядке убывания в зависимости от объема продаж в России). Выбор автомобилей по цене $10-15 тыс. несколько больше: Skoda Octavia, Renault Clio, Mitsubishi Carisma, Nissan Almera, Peugeot 307, Ford Focus, Renault Megane, Opel Astra, VW Golf, Kia Shuma, Kia Sephia, Hyundai Lantra, Citroёn Xsara, Citroёn C3, Citroёn Berlingo UV, Honda Jazz. Самые популярные в России автомобили стоимостью $15-20 тыс. - Toyota Corolla, Peugeot 406, Nissan Primera, Ford Mondeo, VW Bora. Из более дорогих машин (в пределах от $20-25 тыс.) лидер продаж - VW Passat. За ним с большим отрывом - BMW3 и AudiA4.

Эти модели, как и более дорогие стоимостью выше $25 тыс., доступны далеко не каждому и не являются предметом массового спроса. Они не столько средство передвижения, сколько элемент имиджа, подчеркивающий высокий статус своего владельца. Наверное, поэтому многие делают выбор не в пользу новых отечественных машин, а предпочитают комиссионные иномарки. Спрос на вторичном рынке остается по-прежнему высоким. Хорошо идут японские авто - "бэушные" Toyota, Nissan, Mitsubishi, Honda, особенно "праворукие". Причем цена таких автомобилей спустя пять-семь лет после даты выпуска примерно равна или даже чуть выше цены новинок российского автопрома.

Кстати, "годовалые" и "двухгодовалые" отечественные автомобили тоже пользуются спросом. Как правило, эти машины дешевле на 15-20 тыс. руб., но уже со всеми "прибамбасами": музыка, сигнализация, антикор и т.п. Некоторые предпочитают именно такой вариант. По мнению экспертов, максимально автомобиль теряет в цене в первые 1-2 года, а потом их стоимость меняется незначительно.

Однако надо помнить, что с подержанной машиной есть риск не вылезать из сервиса, проклиная тот день, когда "сел за баранку этого пылесоса". Хотя с приобретением любого, даже нового автомобиля расходы только начинаются. Практичные американцы, планируя такую покупку, стараются учесть все затраты: бензин, эксплутационные издержки, стоимость страховки. Сюда же прибавляется процент, выплаченный банку за, например, пятилетний кредит: купить средство передвижения на заемные деньги - обычное дело для Запада (о банковских продуктах, помогающих приобрести автомобиль у нас, читайте в рубрике "Выбор" стр. 7). Поделив полученную сумму на предполагаемый пробег, можно вычислить стоимость 1 км. Теперь легко подсчитать, во сколько обойдется ежедневное содержание "лошадки".

По данным опроса регионального центра маркетинговых исследований "ПРОМА", на обслуживание отечественного автомобиля 42,3% екатеринбуржцев со средним достатком тратят (включая бензин) до 3 тыс. руб. ежемесячно. 38,5% ответили, что машина им обходится дороже - от 3 тыс. до 5 тыс. руб. 13,5% респондентов оценили свои ежемесячные расходы на авто в пределах от 5 тыс. до 8 тыс. руб. В меньшинстве (3,8%) оказались те, у кого транспорт "съедает" 8 тыс. и больше.

Те же американцы обычно считают, сколько бы они потратили на общественный транспорт или такси. И сколько при этом потеряли своего рабочего времени, которое, кстати, тоже можно оценить в денежном выражении. К тому же для многих "средних" жителей Америки отсутствие машины грозит проблемами с работой: расстояние до офиса может легко занимать ежедневно 100, а то и 200 км. Для большинства екатеринбуржцев свои "колеса" пока необходимы прежде всего ради комфортного передвижения - 51% опрошенных центром "ПРОМА" думают именно так. Людей, которые считают, что автомобиль помогает экономить время и деньги меньше - всего 21%, а необходимым для работы его назвали 19,3% респондентов.


Другие материалы по теме: