Уралвагонзавод: предприятие ОПК в условиях рынка
По данным Российской государственной комиссии по обычным вооружениям, ФГУП «ПО Уралвагонзавод» вошло в число 20 наиболее успешных предприятий оборонной промышленности России.
Начало 90-х годов стало тяжелым временем для всех оборонных предприятий России, в том числе – и Уральского региона, на территории которого была сосредоточена значительная часть оборонного потенциала бывшего Советского Союза. Резкий переход к рыночной экономике, резкое сокращение, а местами – и полное исчезновение оборонного заказа со стороны государства подорвали экономический потенциал предприятий ОПК, в течение десятилетий всецело зависевших от государства.
Принятые в это время на многих предприятиях программы конверсии, как правило, не учитывали особенностей военного производства, и их внедрение нередко приводило к ослаблению, а зачастую – и к элиминации научно-технического потенциала оборонных заводов. Тяжелое экономическое положение сказывалось и на кадрах – на предприятиях ОПК наблюдался массовый отток профессионалов.
Только в последние годы ряд предприятий ОПК смог преодолеть эти трудности и не просто выйти на уровень самоокупаемости, но и развить темпы развития производства, превышающие средние по машиностроительной отрасли. Благодаря грамотному использованию существующих производственных мощностей, кадровых ресурсов и мощной научно-технической базы им удалось не только наладить производство военной продукции, востребованной на внешнем и внутреннем рынках, но и начать выпуск гражданских товаров, соответствующих профилю предприятия.
История
ГУП «ПО «Уралвагонзавод» расположенное в городе Нижний Тагил Свердловской области, было построено в годы первых пятилеток (1931–1936 гг.). Изначально предполагалось, что предприятие будет составной частью Урало-Кузбасского угольно-металлургического комплекса. В октябре 1936 года с конвейера УВЗ сошли первые большегрузные вагоны. Однако судьбу вагонзавода решила война. В 1941 году на его базе был создан «Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна», за годы войны изготовивший 35 тысяч танков. Несмотря на то, что после войны завод вернулся к производству железнодорожных вагонов, выпуск военной техники стал профилирующей специализацией Уралвагонзавода.
Кризис, поразивший оборонную промышленность в начале 90-х, не обошел стороной и Уралвагонзавод, одновременно лишившийся и танкового заказа Минобороны, и вагонного заказа МПС. Главный заказчик продукции завода – государство – было не в состоянии расплатиться за уже поставленную продукцию. Как и вся оборонная промышленность, предприятие было вынуждено сократить объемы производства и численность рабочих.
Однако, в отличие от многих других предприятий ОПК, Уралвагонзаводу удалось выйти из экономического кризиса. По словам генерального директора предприятия Николая Малых, толчок развитию завода, положил выигранный Уралтрансбанком конкурс на поставку в Индию танков Т-90, названный журналистами «контрактом века».
Полученные средства были вложены менеджментом предприятия в техническое перевооружение и развитие производства. Только на эти цели в 2002 году было затрачено около 1 млрд. руб.
При этом стоит отметить, что наряду с вложениями в военное производство, завод развивает и конверсионные проекты, так же приносящие предприятию реальную прибыль. За счет собственных средств предприятия, полученных в результате реализации внешнеэкономических проектов, и средств, привлеченных в виде кредитов, завод продолжил дальнейшее совершенствование технических и специальных характеристик основных видов производства. Только такой подход подразумевал в перспективе сохранение, а также повышение конкурентоспособности на внутреннем и на внешнем рынке. Поэтому для структурной перестройки производства в производственном объединении была принята программа конверсии.
Производство
Первое направление конверсии подразумевало разработку и производство дорожно-строительной техники с использованием «двойных технологий», для чего были перепрофилированы производственные мощности, приобретено и изготовлено специальное оборудование, смонтированы сборочные технологические линии. В рамках конверсии специалистами ГУП «ПО «Уралвагонзавод» было разработано и поставлено на серийное производство семейство дорожно-строительных машин различного назначения.
Ко второму направлению конверсии относились модернизация и создание новых мощностей по выпуску новых типов вагонов и железнодорожных цистерн для обеспечения потребностей МПС РФ, нефтегазового и энергетического комплекса, химической и других отраслей промышленности.
Эта программа уже принесла свои плоды. Только в 2002 году в адрес МПС РФ предприятие отправило 1 440 полувагонов и вагонов, запчастей в ГП «Росжелдорнсаб» – на сумму 248,3 млн. руб., запчастей в адрес СвЖД – на сумму 66,5 млн. руб. Рост объемов отгрузки по полувагонам для МПС составил 992% (102 полувагона в 2001 году к 1 440 полувагонам в 2002), запчастей для ГУП «Росжелдорснаб» МПС РФ – 414%, для СвЖД – 221%.
В 2003 году УВЗ планирует увеличить объемы производства полувагонов для МПС до 9 тыс. т., цистерн – 10 тыс. штук, вагонных запчастей для МПС – на сумму 595 млн. руб., в том числе для СвЖД – на 90 млн. руб.
Также УВЗ принимает участие в тендере на поставку вагонокомплектов для Ирана. Участие предприятия в тендере изначально было обусловлено тем, что УВЗ с самого начала своего основания специализируется на производстве вагонов и комплектующих к ним. В феврале в Тегеране были обсуждены все условия предстоящего тендера. Тендер предполагает поставку в Иран 1 тысячу вагонокомплектов для грузовых железнодорожных вагонов. Вероятность победы предприятия в этом тендере, оценивается достаточно высоко. Коммерческое предложение УВЗ по своей цене полностью устроило заказчика, тем более что завод уже имеет опыт сотрудничества с Ираном. В течение 1–2 месяцев окончательное решение по тендеру будет принято.
Впрочем, и производство оборонной продукции, как для удовлетворения отечественного оборонного заказа, так и на экспорт, продолжает оставаться важной частью производства завода. Сейчас, в ситуации снижения оборонного заказа Минобороны РФ, его основу составляет выполнение долгосрочного контракта на поставку бронетанковой техники Индии. Более того, в рамках общего соглашения был подписан акт сдачи-приемки комплектующих, согласно которому, УВЗ отправит в Индию сразу две партии комплектующих для сборки танков. Отправка начнется после того, как «Рособоронэкспорт» определит все детали транспортировки, что должно произойти в ближайшее время. Сейчас завод начал работать над третьей и четвертой партиями комплектующих.
Перспективы
На данный момент ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» является предприятием, показывающим одни из самых высоких темпов роста промышленного производства в Свердловской области. По итогам 2001 года прирост производства на предприятии составил 144%. В 2002 году эта цифра составила 140,3%. Предприятие выпустило продукции на сумму в 14 млрд. рублей. В 2003 году планируется выйти на объем производства товарной продукции в 20 млрд. рублей. Как подчеркнули на заводе, это будет достигнуто в основном за счет увеличения выпуска гражданской продукции. В этом году планируется выпустить 6 тыс. цистерн, 9 тыс. полувагонов. Стоит отметить, что на модернизацию и техническое перевооружение производства УВЗ в 2003 году планируется затратить 1,5 млрд. руб.
Значительная часть этих средств будет использована на модернизацию производства в соответствии с долговременным контрактом, заключенным в феврале этого года между УВЗ и чешской инвестиционной компанией «Алта», которая является дилером многих станкостроительных фирм Чехии. Годовой оборот компании составляет более 150 млн. в долларовом эквиваленте. Причем «Алта» будет не только поставлять оборудование на УВЗ, но также и частично финансировать этот процесс. Долгосрочный кредит предоставил Чешский экспортный банк. Сумма контракта с Уралвагонзаводом составляет 15 млн. долларов США, хотя в ходе выполнения контракта, она может вырасти.
Одним из наиболее перспективных проектов завода аналитики считают начало серийного выпуска тракторов, которое, по словам генерального директора УВЗ Николая Малых, предприятие начнет в 2004 году. К этому времени предполагается освоить выпуск нескольких моделей тракторов, в том числе для сельского и коммунального хозяйства, а также трактор-элеватор.
Кроме того, как сообщил в конце марта на пресс-конференции Николай Малых, планируется зарегистрировать акционерное общество, которое в дальнейшем займется производством электровозов. В настоящее время переговоры о сотрудничестве в этой области ведутся с рядом российских и зарубежных предприятий. Н. Малых не исключает так же и возможности создания совместного предприятия с чешской фирмой «Шкода».
Делая упор на производственные показатели, руководство предприятия не оставляет без внимания и социальную политику. В этом направлении УВЗ признано одним из ведущих предприятий на территории Свердловской области. Среднемесячная заработная плата его работников в 2002 году превысила сложившийся по стране уровень на 9%. Что существенно, заработная плата превысила прожиточный минимум в Свердловской области в 2,2 раза. В 2002 году на производство принято дополнительно 6 882 человек.
В настоящее время руководство УВЗ ведет активную работу по поиску новых поставщиков металлопроката. На сегодняшний день предприятие ежемесячно производит 1 300 единиц железнодорожного подвижного состава, однако уже во II квартале 2003 года планирует увеличить эту цифру до 1 500 единиц.
Стоит отметить, что особо остро для УВЗ стоит вопрос по обеспечению вагоносборочного производства колесами. Сейчас Уралвагонзавод закупает железнодорожные колеса у ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», на Выксунском металлургическом заводе и на Украине. По некоторым данным, в настоящее время предприятие ведет переговоры о покупке одного из металлургических предприятий Свердловской области.
В последнее время у Уралвагонзавода появилась дополнительная потребность в чугуне для сталеплавильного производства. Производственная мощность собственного металлургического комплекса УВЗ составляет около 10 тыс. тонн металлопроката ежемесячно. До последнего времени завод покрывал потребности в металлопродукции, однако в текущем году эта ситуация изменилась, ввиду увеличения заказов на продукцию предприятия. Вследствие этого увеличилась потребность в сырье и комплектующих.
По этой причине представители УВЗ уже ознакомились с производственными показателями таких заводов, как Синечихинский металлургический завод, Саткинский чугуноплавильный, Староуткинский. В феврале текущего года делегация УВЗ посетила и Алапаевский металлургический завод.
Таким образом, можно предположить, что в дальнейшие планы Уралвагонзавода входит создание многопрофильного производства способного полностью обеспечить весь производственный процесс самостоятельно.
Начало 90-х годов стало тяжелым временем для всех оборонных предприятий России, в том числе – и Уральского региона, на территории которого была сосредоточена значительная часть оборонного потенциала бывшего Советского Союза. Резкий переход к рыночной экономике, резкое сокращение, а местами – и полное исчезновение оборонного заказа со стороны государства подорвали экономический потенциал предприятий ОПК, в течение десятилетий всецело зависевших от государства.
Принятые в это время на многих предприятиях программы конверсии, как правило, не учитывали особенностей военного производства, и их внедрение нередко приводило к ослаблению, а зачастую – и к элиминации научно-технического потенциала оборонных заводов. Тяжелое экономическое положение сказывалось и на кадрах – на предприятиях ОПК наблюдался массовый отток профессионалов.
Только в последние годы ряд предприятий ОПК смог преодолеть эти трудности и не просто выйти на уровень самоокупаемости, но и развить темпы развития производства, превышающие средние по машиностроительной отрасли. Благодаря грамотному использованию существующих производственных мощностей, кадровых ресурсов и мощной научно-технической базы им удалось не только наладить производство военной продукции, востребованной на внешнем и внутреннем рынках, но и начать выпуск гражданских товаров, соответствующих профилю предприятия.
История
ГУП «ПО «Уралвагонзавод» расположенное в городе Нижний Тагил Свердловской области, было построено в годы первых пятилеток (1931–1936 гг.). Изначально предполагалось, что предприятие будет составной частью Урало-Кузбасского угольно-металлургического комплекса. В октябре 1936 года с конвейера УВЗ сошли первые большегрузные вагоны. Однако судьбу вагонзавода решила война. В 1941 году на его базе был создан «Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна», за годы войны изготовивший 35 тысяч танков. Несмотря на то, что после войны завод вернулся к производству железнодорожных вагонов, выпуск военной техники стал профилирующей специализацией Уралвагонзавода.
Кризис, поразивший оборонную промышленность в начале 90-х, не обошел стороной и Уралвагонзавод, одновременно лишившийся и танкового заказа Минобороны, и вагонного заказа МПС. Главный заказчик продукции завода – государство – было не в состоянии расплатиться за уже поставленную продукцию. Как и вся оборонная промышленность, предприятие было вынуждено сократить объемы производства и численность рабочих.
Однако, в отличие от многих других предприятий ОПК, Уралвагонзаводу удалось выйти из экономического кризиса. По словам генерального директора предприятия Николая Малых, толчок развитию завода, положил выигранный Уралтрансбанком конкурс на поставку в Индию танков Т-90, названный журналистами «контрактом века».
Полученные средства были вложены менеджментом предприятия в техническое перевооружение и развитие производства. Только на эти цели в 2002 году было затрачено около 1 млрд. руб.
При этом стоит отметить, что наряду с вложениями в военное производство, завод развивает и конверсионные проекты, так же приносящие предприятию реальную прибыль. За счет собственных средств предприятия, полученных в результате реализации внешнеэкономических проектов, и средств, привлеченных в виде кредитов, завод продолжил дальнейшее совершенствование технических и специальных характеристик основных видов производства. Только такой подход подразумевал в перспективе сохранение, а также повышение конкурентоспособности на внутреннем и на внешнем рынке. Поэтому для структурной перестройки производства в производственном объединении была принята программа конверсии.
Производство
Первое направление конверсии подразумевало разработку и производство дорожно-строительной техники с использованием «двойных технологий», для чего были перепрофилированы производственные мощности, приобретено и изготовлено специальное оборудование, смонтированы сборочные технологические линии. В рамках конверсии специалистами ГУП «ПО «Уралвагонзавод» было разработано и поставлено на серийное производство семейство дорожно-строительных машин различного назначения.
Ко второму направлению конверсии относились модернизация и создание новых мощностей по выпуску новых типов вагонов и железнодорожных цистерн для обеспечения потребностей МПС РФ, нефтегазового и энергетического комплекса, химической и других отраслей промышленности.
Эта программа уже принесла свои плоды. Только в 2002 году в адрес МПС РФ предприятие отправило 1 440 полувагонов и вагонов, запчастей в ГП «Росжелдорнсаб» – на сумму 248,3 млн. руб., запчастей в адрес СвЖД – на сумму 66,5 млн. руб. Рост объемов отгрузки по полувагонам для МПС составил 992% (102 полувагона в 2001 году к 1 440 полувагонам в 2002), запчастей для ГУП «Росжелдорснаб» МПС РФ – 414%, для СвЖД – 221%.
В 2003 году УВЗ планирует увеличить объемы производства полувагонов для МПС до 9 тыс. т., цистерн – 10 тыс. штук, вагонных запчастей для МПС – на сумму 595 млн. руб., в том числе для СвЖД – на 90 млн. руб.
Также УВЗ принимает участие в тендере на поставку вагонокомплектов для Ирана. Участие предприятия в тендере изначально было обусловлено тем, что УВЗ с самого начала своего основания специализируется на производстве вагонов и комплектующих к ним. В феврале в Тегеране были обсуждены все условия предстоящего тендера. Тендер предполагает поставку в Иран 1 тысячу вагонокомплектов для грузовых железнодорожных вагонов. Вероятность победы предприятия в этом тендере, оценивается достаточно высоко. Коммерческое предложение УВЗ по своей цене полностью устроило заказчика, тем более что завод уже имеет опыт сотрудничества с Ираном. В течение 1–2 месяцев окончательное решение по тендеру будет принято.
Впрочем, и производство оборонной продукции, как для удовлетворения отечественного оборонного заказа, так и на экспорт, продолжает оставаться важной частью производства завода. Сейчас, в ситуации снижения оборонного заказа Минобороны РФ, его основу составляет выполнение долгосрочного контракта на поставку бронетанковой техники Индии. Более того, в рамках общего соглашения был подписан акт сдачи-приемки комплектующих, согласно которому, УВЗ отправит в Индию сразу две партии комплектующих для сборки танков. Отправка начнется после того, как «Рособоронэкспорт» определит все детали транспортировки, что должно произойти в ближайшее время. Сейчас завод начал работать над третьей и четвертой партиями комплектующих.
Перспективы
На данный момент ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» является предприятием, показывающим одни из самых высоких темпов роста промышленного производства в Свердловской области. По итогам 2001 года прирост производства на предприятии составил 144%. В 2002 году эта цифра составила 140,3%. Предприятие выпустило продукции на сумму в 14 млрд. рублей. В 2003 году планируется выйти на объем производства товарной продукции в 20 млрд. рублей. Как подчеркнули на заводе, это будет достигнуто в основном за счет увеличения выпуска гражданской продукции. В этом году планируется выпустить 6 тыс. цистерн, 9 тыс. полувагонов. Стоит отметить, что на модернизацию и техническое перевооружение производства УВЗ в 2003 году планируется затратить 1,5 млрд. руб.
Значительная часть этих средств будет использована на модернизацию производства в соответствии с долговременным контрактом, заключенным в феврале этого года между УВЗ и чешской инвестиционной компанией «Алта», которая является дилером многих станкостроительных фирм Чехии. Годовой оборот компании составляет более 150 млн. в долларовом эквиваленте. Причем «Алта» будет не только поставлять оборудование на УВЗ, но также и частично финансировать этот процесс. Долгосрочный кредит предоставил Чешский экспортный банк. Сумма контракта с Уралвагонзаводом составляет 15 млн. долларов США, хотя в ходе выполнения контракта, она может вырасти.
Одним из наиболее перспективных проектов завода аналитики считают начало серийного выпуска тракторов, которое, по словам генерального директора УВЗ Николая Малых, предприятие начнет в 2004 году. К этому времени предполагается освоить выпуск нескольких моделей тракторов, в том числе для сельского и коммунального хозяйства, а также трактор-элеватор.
Кроме того, как сообщил в конце марта на пресс-конференции Николай Малых, планируется зарегистрировать акционерное общество, которое в дальнейшем займется производством электровозов. В настоящее время переговоры о сотрудничестве в этой области ведутся с рядом российских и зарубежных предприятий. Н. Малых не исключает так же и возможности создания совместного предприятия с чешской фирмой «Шкода».
Делая упор на производственные показатели, руководство предприятия не оставляет без внимания и социальную политику. В этом направлении УВЗ признано одним из ведущих предприятий на территории Свердловской области. Среднемесячная заработная плата его работников в 2002 году превысила сложившийся по стране уровень на 9%. Что существенно, заработная плата превысила прожиточный минимум в Свердловской области в 2,2 раза. В 2002 году на производство принято дополнительно 6 882 человек.
В настоящее время руководство УВЗ ведет активную работу по поиску новых поставщиков металлопроката. На сегодняшний день предприятие ежемесячно производит 1 300 единиц железнодорожного подвижного состава, однако уже во II квартале 2003 года планирует увеличить эту цифру до 1 500 единиц.
Стоит отметить, что особо остро для УВЗ стоит вопрос по обеспечению вагоносборочного производства колесами. Сейчас Уралвагонзавод закупает железнодорожные колеса у ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», на Выксунском металлургическом заводе и на Украине. По некоторым данным, в настоящее время предприятие ведет переговоры о покупке одного из металлургических предприятий Свердловской области.
В последнее время у Уралвагонзавода появилась дополнительная потребность в чугуне для сталеплавильного производства. Производственная мощность собственного металлургического комплекса УВЗ составляет около 10 тыс. тонн металлопроката ежемесячно. До последнего времени завод покрывал потребности в металлопродукции, однако в текущем году эта ситуация изменилась, ввиду увеличения заказов на продукцию предприятия. Вследствие этого увеличилась потребность в сырье и комплектующих.
По этой причине представители УВЗ уже ознакомились с производственными показателями таких заводов, как Синечихинский металлургический завод, Саткинский чугуноплавильный, Староуткинский. В феврале текущего года делегация УВЗ посетила и Алапаевский металлургический завод.
Таким образом, можно предположить, что в дальнейшие планы Уралвагонзавода входит создание многопрофильного производства способного полностью обеспечить весь производственный процесс самостоятельно.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Заместитель генерального директора по транспорту УВЗ Валерий Солдатов: Рост ...
- «Уралвагонзавод» планирует увеличить выпуск вагонов для нужд ОАО «РЖД»
- Между ФГУП «ПО Уралвагонзавод» и инвестиционной компанией «Алта» (Чехия) по ...
- «Капитал» и Юрий Заболотский считают, что «УВЗ развивает экономику Казахста ...
- «КоммерсантЪ-Урал» и Александр Родионов сообщают что идет «Игра в танки»