«Уральский рабочий» и Владимир Удачин предупреждают, что «Государево око не замылить властям»

17 июня 2003 (11:09)

Три года назад было создано управление Генеральной прокуратуры РФ в УрФО, и эта скромная дата стала вчера поводом для пресс-конференции заместителя Генпрокурора Юрия Золотова.

А нужно ли было создавать управление, ныне отдел Генпрокура-туры в УрФО? Ответу на этот вопрос и посвятил свое выступление ЗОЛОТОЕ. По его мнению, за три года во многом удалось решить три главные проблемы. Во-первых, восстановить единую конституционную законность и единое правовое пространство. Меры для этого были предприняты беспрецедентные. Уральские прокуроры опротестовали Уставы всех входящих в округ субъектов РФ, в которых содержались десятки антиконституционных норм, более 800 региональных законов и указов губернаторов, причем в 225 случаях через суд, почти 11 тысяч незаконных правовых актов муниципальных образований. «Это не просто арифметика, а восстановление законных прав десятков тысяч граждан», — подчеркнул замгенпрокурора.

Второе направление — «вытаскивание» силовиков, в том числе и прокуроров, из-под влияния региональных руководителей. В силу разных причин, и в первую очередь из-за недофинансирования из госбюджета, силовые структуры, по сути, были, как сказал Золотев, приватизированы местными властями. Эта дурная традиция была сломана, и в органах правопорядка восстановилась властная вертикаль. Заодно вытащили силовиков из силовых переделов собственности, что еще два-три года назад было характерной приметой уральского капитализма. Золотое припомнил, как ночью из столицы прилетел вооруженный до зубов десант из центрального аппарата ФСНП и участвовал в переделе Качканарского ГОКа. Отделу Генпрокуратуры в Уральском регионе пришлось серьезно конфликтовать с руководством налоговой полиции, департамента судебных приставов, чтобы пресечь участие этих да и других силовых структур в переделе собственности и перевести решение этой проблемы в суд. О третьей проблеме Золотев говорит постоянно. «Благостная» уголовная статистика не отражает реального состояния преступности. Статистика фиксирует не уровень преступности, а степень противодействия ей государства. За бортом остается огромный слой латентной преступности, до которого органы правопорядка не могут добраться. Да и сами стражи охочи до фальсификаций. За последние 2,5 года отделом Генпрокуратуры в УрФО совместно с прокурорами территорий вскрыто около 36 тысяч преступлений, не получивших законной регистрации в органах внутренних дел. За фальсификацию материалов и служебный подлог возбуждено 240 уголовных дел против работников милиции. Осужден ряд офицеров милиции, занимавшихся наркотор-говлей. За освобождение из-под стражи наркосбытчицы Оглы, задержанной с героином, отстранен от должности свердловский транспортный прокурор. Кстати, в борьбе с наркоторговлей благодаря жестким мерам удалось достичь определенного перелома. Гораздо больше, чем три года назад, к суду привлекается наркосбытчиков. Эта скоординированная борьба дает свои результаты. В Екатеринбурге, к примеру, в четыре раза сократились уходы из жизни, связанные с передозировкой наркотиков. «Важна не «кудрявая» статистика, а сохраненная жизнь. Это самое главное», — прокомментировал эти цифры Золотов.

Он привел и другой «статистический» пример. За пять месяцев года в целом по России на 26 процентов сократилось число уголовно наказуемых хулиганств, а в УрФО оно, наоборот, выросло на 21 процент. И Золотое видит в этом определенную тенденцию. Ослабление борьбы с хулиганством тянет за собой рост тяжких преступлений, и наоборот. За 5 месяцев

прошлого года в УрФО убито 1570 человек, а в этом — 1420. Сохранение 150 человеческих жизней, считает Золотев, — прямой результат усиления борьбы с хулиганством в округе.

Но криминогенная ситуация остается на Урале сложной. Практически не совершено никаких прорывов в борьбе с экономической преступностью. Здесь больше разговоров, чем реальных дел, хотя правовой инструментарий есть. Удалось же все-таки пресечь в округе лжеэкспорт продукции. Дельцы успели вытянуть из его бюджета около миллиарда рублей, подготовили документы на «выемку» еще 12 миллиардов. Но правоохранительные органы возбудили против лжеэкспортеров более ста уголовных дел и прикрыли эту лавочку.

«Важно переломить организацию работы», — отметил-Золотев. За счет сокращения ряда спецпрокуратур, ликвидации прокуратур Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Нижнего Тагила, Магнитогорска значительно укреплены прокуратуры районов. «Чтоб государево око было поближе к земле и не замылено местными властями», — с таким кредо замгенпрокурора трудно не согласиться.


Другие материалы по теме: