Комитета РФ по финансовому мониторингу предлагает расширить круг организаций, подлежащих финансовому контролю, за счет риэлторов и финансовых посредников

3 сентября 2003 (12:13)

Во вторник Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ) внес в правительство пакет поправок к нормативным актам, касающимся противодействия отмыванию преступных доходов.
По словам главы КФМ РФ Виктора Зубкова, главной стала поправка в Уголовный кодекс РФ, касающаяся отмены порога в размере 2 тыс. МРОТ, с которого начинается уголовное наказание за отмывание «грязных денег».


Кроме того, предполагается расширить круг организаций, подлежащих финансовому контролю, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, – к ним добавляются риэлторы и финансовые посредники. Планируется также усилить систему внутреннего контроля в самих этих компаниях (этот контроль будет носить не рекомендательный, а обязательный характер). В. Зубков выразил надежду, что законопроекты будут приняты Госдумой уже в ближайшее время.


Противники ужесточения законодательства говорят, что благие намерения КФМ могут ударить по деятельности ряда риэлторских фирм, потому что они могут потерять доверие своих клиентов, разглашая сведения о них. Однако если формально нововведения КФМ и могут увеличить число «соучастников» в отмывании «грязных денег», они вряд ли дадут практические результаты: пользуясь несовершенством законодательства, большинство риэлторов, скорее всего, смогут обойти новые поправки, пишет RBC daily.


Кроме того, к списку организаций, подконтрольных КФМ (сначала это были только банки, но в конце прошлого года к банкам добавились ломбарды, организации федеральной почтовой связи, организации, осуществляющие операции с драгметаллами, драгоценными камнями и ювелирными изделиями, игорный бизнес, управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды), планируется добавить компании, работающие на рынке недвижимости, и финансовых посредников. Поправка будет внесена в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в котором описаны критерии отмывания «грязных» денег.


Противники поправок убеждены, что нынешние инициативы КФМ не вписываются в наметившуюся либерализацию уголовного законодательства.


«Возлагать на риэлтерские фирмы обязанность контроля за источниками доходов их клиентов неправильно. За этим должны следить налоговые органы, тем более, что информация о клиентах фирмы является коммерческой тайной», – считает юрист ЗАО «Городской центр жилья» Артем Ружин.


По мнению А. Ружина, сейчас еще рано говорить о реакции клиентов риэлтерских фирм, но, скорее всего, можно ожидать некоторого снижения объема покупок.


В тоже время сделки на значительные суммы, которые подлежат контролю, составляют 15-20% от всех сделок риэлтерских фирм. К тому же, по мнению А. Ружина, сейчас доля «грязных» денег в экономике невелика.


«Скорее всего, это предписание не будет выполняться. И клиенты фирм, и сами риэлтеры попытаются найти возможность от этого уклониться», – добавил А. Ружин.


«Введение подобного закона нереально. Получается, что государство хочет осуществлять контроль над риэлтерами», – заявил УрБК генеральный директор ЗАО «Центр недвижимости «МАН» Андрей Неволин.


По мнению А. Неволина, контролем за источниками доходов должно заниматься государство, а не частные фирмы. Судя по всему, Комитет по финансовому мониторингу не может справиться с этим при помощи налоговых органов и поэтому пытается заставить риэлтеров контролировать клиентов.


«Подобные предложения имеет смысл вводить тогда, когда они будут эффективны. В данном случае такие действия не имеют смысла, так как не будут выполняться. Что касается реакции клиентов риэлтерских фирм на такие изменения в законодательстве, то их действия зависят от конкретной формулировки законодательного акта, поэтому говорить о каких-то прогнозах пока не имеет смысла», – считает А. Неволин.


Введение такого закона никак не повлияет на риэлтерский бизнес, считает генеральный директор ООО «АН «Малышева-73» Павел Кузнецов. Дело в том, что риэлтеры не участвуют в подписании договора о сделке с недвижимостью. К тому же в силу особенности российской практики, риэлтеры часто не знают о сумме совершаемой сделки, а суммы сделок по договору часто занижаются.


«Риэлтерская фирма является лишь посредником и очень сильно зависит от клиента. Поэтому она вряд ли будет действовать вопреки собственным материальным интересам», – заявил УрБК П. Кузнецов.


По мнению П. Кузнецова, скорее всего, эта инициатива не приведет к эффективному противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем в силу того, что с помощью риэлтерских фирм этого сделать не удастся.


Другие материалы по теме: