«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко рассказывают, что такое «Новая экономическая политика: От юридического лица — к человеку»

14 января 2004 (08:27)

Прежде чем избирать новый состав Законодательного собрания Свердловской области (ЗССО), необходимо уяснить: с какой целью мы это делаем?


Отставим в сторону такие, несомненно, важные понятия, как государственное устройство и конституционные принципы народовластия, и ещё раз зададимся вопросом: для чего же мы всё-таки будем 14 марта избирать депутатов ЗССО?


При всей множественности ответов приоритет, на мой взгляд, у единственного: именно избранному в марте 2004 года областному парламенту предстоит провести колоссальную работу, связанную с запланированным на начало 2005 года разграничением полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. А значит, депутатам предстоит поучаствовать в глобальной делёжке денежных средств.


Отсюда первый вывод: в ЗССО необходимо избрать не тех, кто постоянно апеллировал к центру за субсидиями и кредитами (теперь эта «работа» теряет всякий смысл), а тех, кто умел ранее жить своим умом и сумеет в будущем распоряжаться по уму огромными потоками средств, находящихся в ведении региональной власти. То есть людей, которые в ладах с бюджетным процессом и умеют хозяйствовать, а не строить политические мины.


Мы знаем, что команда, возглавляемая губернатором Эдуардом Росселем, добилась за годы своего правления
«сногсшибательного» результата: с 2004 года Свердловская область впервые вошла в число дотационных субъектов РФ. Сумма пока невелика — что-то. порядка 35—40 миллионов рублей, но сам факт примечателен. Особенно в свете того, что, скажем, недалеко от нас отстоящая Удмуртская республика из разряда регионов-бюджетополучателей, наоборот, вышла. Кроме того, как считает Евгений Хотулёв, консультант Экономической экспертной группы Межрегионального фонда информационных технологий, в целом бюджетная обеспеченность дотационных субъектов (читай, теперь и Среднего Урала), снизилась.


Впрочем, нам это яснее ясного: произведённый секвестр областного бюджета-2003 уже отразился на налогоплательщиках. Как заявил, например, на заседании комиссии по социальной политике городской Думы начальник управления здравоохранения Екатеринбурга Александр Прудков, из-за этого секвестра здравоохранение столицы Урала лишилось 65 миллионов рублей. По свидетельству аналитиков АПИ, секвестр бюджета ударил, в первую очередь, по доходам муниципальных образований. В переводе с конституционного — по каждому конкретному жителю, а не по какой-то там программе либо институту власти, общества, определённой корпорации.


Отсюда второй приоритет у областного парламента образца 2004 года — персонификация бюджетных трат. Как мы знаем, Президент Владимир Путин основополагающей задачей назвал ликвидацию в России бедности. Не секрет, что почти четверть населения страны имеет доходы ниже прожиточного минимума. Дожидаться, пока ВВП увеличится, по той же идее Путина, в два раза и, соответственно, автоматически упадёт черта бедности, значит обрекать граждан на дальнейшее прозябание — лет на пять-шесть. Значит, необходимо так распределять имеющиеся средства, чтобы обеспечить социальную защиту населения.


В этой связи как не вспомнить пакет социальных инициатив главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого и депутатов Областной Думы и судьбу их прохождения через подконтрольный губернатору парламент? Только благодаря прогубернаторскому «списку» законодателей пенсионеры области не имеют региональных надбавок, лишены права на бесплатный проезд летом до своих садовых участков и т. д.


Каждый житель региона вправе спросить у власти, какую конкретную помощь может ему оказать государство — в медицине, образовании, коммунальной сфере. Не какое юридическое лицо (через лоббирование его интересов депутатами) получит деньги из бюджета, а что будут иметь вполне конкретный человек, налогоплательщик, и его семья.


В этом, по сути, и есть новая экономическая политика, которую предстоит осуществить депутатам Законодательного собрания области, — разграничить полюса ответственности и ужесточить распоряжение финансами.


Эту задачу можно решить только при наличии свободы манёвра у депутатов, при их независимости от исполнительной власти. Так что любой список претендентов на депутатские мандаты, во главе которого будет стоять, скажем, губернатор, уже подозрителен с точки зрения конституционного разделения ветвей власти.


Владимир Путин, например, не стал ассоциировать себя ни с одной из парламентских сил при выдвижении в Президенты. В том числе, думается, и по обнаруженным нами обстоятельствам.


Другие материалы по теме: