«Областная газета» и Ольга Тупицина спрашивают: «Какой работник нужен производству?»
19 февраля 2004 (09:43)
На базе отдыха «Трубник» Северского трубного завода состоялся выездной семинар-практикум с участием членов попечительского совета управления образования МО «Город Полевской», руководителей шефствующих предприятий и директоров школ. Участникам предложили «поучиться» в классах у опытных педагогов, чтобы найти точки пересечения интересов учителей и производственников.
Так каких же молодых людей сегодня готовит школа, а завтра ждут рабочие коллективы?
Сначала «ученикам» рассказали о результатах анкетирования среди выпускников и семиклассников. Для учащихся старших классов приоритетны такие понятия, как здоровье, семья, деньги и работа. Только половина их видит себя людьми, любящими Родину, 18 процентов хотят представлять ценность для общества, и только 7 процентов - стать культурными людьми. 71 процент выпускников связывает свои планы с получением высшего образования. Но не потому, что велико желание учиться, а для того, чтобы оттянуть вступление во взрослую жизнь.
Эта взрослая жизнь, в которой все острее чувствуется расслоение общества, стремление получить «быстрые» деньги, процветают наркомания и пивной алкоголизм, пугает молодежь. В ней столько поднятых на щит с помощью шоу-бизнеса и криминальной среды «ценностей» и соблазнов, что и взрослые теряются. Во многих семьях сегодня доминирует культ денег.
Именно с ними у учащихся 7-х классов ассоциируется желание быть в будущем бизнесменами, руководителями крупных предприятий, «звездами», даже криминальными авторитетами. И лишь на 18-е место в списке профессий они поставили профессию рабочего. Могут ли при таком отношении к этой профессии руководители предприятий рассчитывать на думающие и трудолюбивые кадры?
Производственники и директора школ под руководством опытных педагогов провели деловую игру «Куда двигаться дальше?». Они работали порой на разных понятийных уровнях: руководители говорили о необходимости воспитывать в детях такие качества, как законопослушание, ответственность, профессионализм, трудолюбие, а учителя твердили о воспитании личности, умеющей себя реализовать в этом мире. Но в итоге оказалось, что речь идет об одном и том же: о воспитании социально зрелой личности, обладающей всеми необходимыми для адаптации в обществе (и в конкретном коллективе) качествами.
Вывод участников: для воспитания молодого человека необходимо возобновить связи семьи, производства и школы, вспомнить о незаслуженно забытых формах работы с подрастающим поколением и наполнить их новым содержанием.
Предложения сыпались, как из рога изобилия. Например, чтобы попечительский совет города давал направления трудолюбивым мальчишкам (не отличникам, но «с руками») на предприятия города. Чтобы школьники могли принимать участие в профессиональных праздниках заводчан. Для повышения престижа рабочей профессии создать учебный фильм о рабочих. Почетных металлургов приглашать на классные часы, почаще видеть шефов в кабинетах труда, спортзалах, совместных поездках в театры, на благоустройстве территорий школ, микрорайонов, на родительских собраниях в классах...
Чтобы завтра в рабочий коллектив пришел действительно ответственный и трудолюбивый человек, воспитывать его нужно сегодня всем вместе. С этим согласились все участники семинара.
Так каких же молодых людей сегодня готовит школа, а завтра ждут рабочие коллективы?
Сначала «ученикам» рассказали о результатах анкетирования среди выпускников и семиклассников. Для учащихся старших классов приоритетны такие понятия, как здоровье, семья, деньги и работа. Только половина их видит себя людьми, любящими Родину, 18 процентов хотят представлять ценность для общества, и только 7 процентов - стать культурными людьми. 71 процент выпускников связывает свои планы с получением высшего образования. Но не потому, что велико желание учиться, а для того, чтобы оттянуть вступление во взрослую жизнь.
Эта взрослая жизнь, в которой все острее чувствуется расслоение общества, стремление получить «быстрые» деньги, процветают наркомания и пивной алкоголизм, пугает молодежь. В ней столько поднятых на щит с помощью шоу-бизнеса и криминальной среды «ценностей» и соблазнов, что и взрослые теряются. Во многих семьях сегодня доминирует культ денег.
Именно с ними у учащихся 7-х классов ассоциируется желание быть в будущем бизнесменами, руководителями крупных предприятий, «звездами», даже криминальными авторитетами. И лишь на 18-е место в списке профессий они поставили профессию рабочего. Могут ли при таком отношении к этой профессии руководители предприятий рассчитывать на думающие и трудолюбивые кадры?
Производственники и директора школ под руководством опытных педагогов провели деловую игру «Куда двигаться дальше?». Они работали порой на разных понятийных уровнях: руководители говорили о необходимости воспитывать в детях такие качества, как законопослушание, ответственность, профессионализм, трудолюбие, а учителя твердили о воспитании личности, умеющей себя реализовать в этом мире. Но в итоге оказалось, что речь идет об одном и том же: о воспитании социально зрелой личности, обладающей всеми необходимыми для адаптации в обществе (и в конкретном коллективе) качествами.
Вывод участников: для воспитания молодого человека необходимо возобновить связи семьи, производства и школы, вспомнить о незаслуженно забытых формах работы с подрастающим поколением и наполнить их новым содержанием.
Предложения сыпались, как из рога изобилия. Например, чтобы попечительский совет города давал направления трудолюбивым мальчишкам (не отличникам, но «с руками») на предприятия города. Чтобы школьники могли принимать участие в профессиональных праздниках заводчан. Для повышения престижа рабочей профессии создать учебный фильм о рабочих. Почетных металлургов приглашать на классные часы, почаще видеть шефов в кабинетах труда, спортзалах, совместных поездках в театры, на благоустройстве территорий школ, микрорайонов, на родительских собраниях в классах...
Чтобы завтра в рабочий коллектив пришел действительно ответственный и трудолюбивый человек, воспитывать его нужно сегодня всем вместе. С этим согласились все участники семинара.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Нехватка учителей в российских регионах составляет 40%
- «Уральский рабочий» и Дмитрий Стародубцев анонсируют событие: «Учителя прот ...
- «Уральский рабочий» и Евгений Катыхин считают, что «На заводе главный не хо ...
- «Уральский рабочий» и Евгений Катыхин считают, что «Интеллектуальные ресурс ...
- «Уральский рабочий» и Изольда Дробина вспоминают: «Бухгалтер, бедный мой бу ...