«КоммерсантЪ-Урал» и Мария Черкасова считают, что «Интернет-трейдерам не на ком заработать»

19 февраля 2004 (09:41)

В Екатеринбурге товары в электронных магазинах не пользуются спросом

Вчера в Екатеринбурге состоялся круглый стол «Современные финансовые электронные технологии», на котором его участники пытались выяснить, почему в Свердловской области не развита сеть интернет-магазинов. По мнению большинства из них, причина заключается в несовершенстве формы расчетов за покупку товара, а также в необязательности поставщиков. В свою очередь, аналитики указывают на то, что причина низкого спроса на виртуальную продукцию кроется в отсутствии информации об услугах интернет-торговли.

Организатором круглого стола выступил ИД «Скайнет». Обсудить проблему продвижения электронной коммерции собрались фактически все заинтересованные стороны процесса, начиная от разработчиков программного обеспечения и заканчивая банкирами и поставщиками товара. Руководитель фирмы «Скип» Борис Лушников, который владеет электронным магазином, сразу обозначил проблему, заявив, что рынок Интернет-торговли в Екатеринбурге находится в зачаточном состоянии, а содержание электронных магазинов просто убыточно. По его подсчетам, если в Москве на электронную торговлю приходится 3-5% от торгового оборота, то в Свердловской области — 0,001%. К тому же, 99% из этого числа приходится не на типичные электронные точки с онлайновым режимом платежей, а на так называемые эмуляторы (оплата товаров осуществляется в стандартном режиме).

Участники круглого стола попытались выяснить причины вялого развития электронного бизнеса. В том числе, назывались и необязательность поставщиков, и накрутка за транспортные издержки, и менталитет клиента, который привык покупать товар, прежде подержав его в руках.

Но особое внимание Интернет-трейдеры обратили на специфику системы расчетов за товар. Как известно, одним из самых популярных способов оплатить покупку в режиме электронной коммерции являются пластиковые карты. Доминирующим платежным средством являются карты международных платежных систем. Однако, как заявил глава фирмы «Крона КС» Алексей Андриянов, не так давно ряд московских интернет-магазинов отказались от работы с VISA. «Мало того, что она берет с транзакции 3-5%, что не дешево, система расчета через нее неудобна для продавцов», — рассказал он. По его словам, при расчете за покупку вся сумма сперва зачисляется на счета платежной системы, которая удерживает свой процент, и только после этого деньги перечисляются продавцу. При этом, по правилам VISA, на транзакцию может уйти месяц. «Это привело к тому, что магазины, работающие с российскими потребителями, отказались от услуг этой системы», — рассказал господин Андриянов.

В свою очередь, ведущий специалист отдела платежных технологий банка «Северная Казна» Виталий Копысов указал на то, что расчеты магнитными картами VISA не безопасны, так как подделать их легко, а значит, и воспользоваться деньгами клиента. А ведущий специалист по информационной безопасности ЗАО «МДМ-банк-Урал» Николай Лядов отметил, что в структуре мошенничества с пластиком 17% как раз и приходится на незаконное использование счета.

Однако отказываться от VISA участники стола так и не решились, так как в настоящее время это все-таки массовая система расчетов. «Онлайн-платежи надо делать на основе пластиковых карт. Понятно, что локальные карты имеют, в отличие от международных, более ограниченный круг клиентов, что нам невыгодно», — объяснил нерешительность банкиров Борис Лушников. В свою очередь, Виталий Копысов обратил внимание на то, что VISA не отрицает проблемы рисков и для их снижения заставляет банки внедрять чиповые технологии, которые считаются малодоступными для подделки.

Что касается другой проблемы — необязательности поставщиков продукции покупателям Интернет-магазинов, то в конце заседания ряд участников предложил юридически закреплять за ними ответственность. Хотя и признались, что сделать это будет достаточно сложно. «Электронную торговлю невозможно ограничить географическими границами города, но начинать все же с чего-то надо», — сказал Борис Лушников.

Между тем, не все участники круглого стола с оптимизмом отнеслись к выводам коллег. «У меня создалось впечатление, что за круглым столом собрались лебедь, рак и щука, все они говорят о своих проблемах, не понимая, что решать проблему надо в комплексе», — заявил на условиях анонимности один из присутствующих на заседании. А руководитель екатеринбургского филиала ИК «БрокерКредитСервис» Виктор Немихин в беседе с корреспондентом «Ъ» отметил, что главная проблема интернет-коммерсантов заключаются исключительно в необразованности потенциальных клиентов. «Людям просто нужно рассказывать об этом и объяснять преимущества такой торговли, а не сидеть и обсуждать риски участников торговли», — заявил он «Ъ».


Другие материалы по теме: