«Уральский рабочий» и Андрей Морозов размышляют, «Что в имени твоем»

3 марта 2004 (09:31)

Мы продолжаем, привычно повторять названия старопромышленных частей Екатеринбурга: Уралмаш, Эльмаш... При этом особо не задумываясь, что на месте прежних гигантов отечественного машиностроения, давших имена целым районам, образовались совсем другие предприятия.

Мы еще не «сбрэндили»

Совершенно не посягая на права новых хозяев (даже если предприятия достались им за мешок ваучеров) в рамках закона делать со своей собственностью все, что Им заблагорассудится, мы не понимаем обиды господ капиталистов, когда им за это не аплодируют. Потому как надо быть совсем уж мазохистом, чтобы наслаждаться картиной «разрезания» Турбомоторного завода или более привычной для слуха екатеринбуржцев «Турбинки» на две части: турбинную и моторную. И возникновением на месте прежнего лидера мирового энергомашиностроения двух самостоятельных предприятий, которые вроде бы будут производить, соответственно, турбины и дизель-моторы.

Или взять находящийся за забором рядом с «Турбинкой» «Уралэлектротяжмаш», про который точно можно сказать, что он пока еще «уральский», но вот «электротяжмаша» в нем почти уже не осталось. Иными словами, номенклатура выпускаемой здесь продукции уже далеко не та. А промышленное образование, которое продолжает называться «Уралэлектротяжмашем», по мировым меркам очень и очень небольшое предприятие.

Особенно показателен в этом отношении «завод заводов» — «Урал-маш». Если раньше он действительно мог поставить все оборудование для крупного предприятия, например, для обогатительной фабрики, то сейчас все это в прошлом. Исчезли целые направления воспроизводства отечественной машиностроительной продукции с уникальными конструкторскими кадрами, которые пестовались на Уралмашзаводе десятилетиями.

При этом складывается впечатление, что та часть производства, которая еще не выведена из старого

Уралмашзавода, больше похожа на мастерскую, чем на завод, и оставлена прежде всего для сохранения громкого брэнда. Чтобы в случае необходимости прикрываться им, как щитом, от докучливых журналистов или напоминать о прошлых заслугах, дабы выколотить какие-то льготы из властей.

Более того, хозяева маленьких «Уралмашей», «Уралэлектротяжмашей» и прочих «машей» оказались более обидчивыми, чем промышленные генералы социалистических времен. В чем убедилась и наша редакция, получившая гневную отповедь от руководства Уралмашзавода, когда мы попытались объективно разобраться в положении дел на предприятии.

Кто сердится, тот неправ

Цитируем по тексту письма: «...Данные публикации (статья «Лукавые цифры» от 21 января 2004 г. — А.М.) наносят вред не конкретным руководителям, а затрагивают интересы российской промышленности и, следовательно, интересы не только работающих на них людей, но и жителей Екатеринбурга, области, всего Уральского федерального округа».

Насчет «крупности» уже говорилось, но коли кое-кто не понимает, то повторим еще раз: вряд ли сегодняшний Уралмашзавод в его «скукоженном» виде может считаться крупным предприятием. Во всяком случае налогов в бюджет города Екатеринбурга им платится меньше, чем не самым большим по размерам парфюмерно-косметическим концерном «Калина».

Не совсем понятна отсылка в письме к авторитету главы нашего государства: «Ведь, как сказал наш Президент Владимир Владимирович Путин: «Уралмашзавод — это наша страна, это наша жизнь, это наша любовь!».

Потому как хотелось бы знать, где, когда и в каком контексте говорил это Владимир Путин. И почему вдруг решено, что сказанное имеет отношение к нынешнему Уралмашзаводу, а не к прошлому?

А вот о чем Путин неустанно говорит, так это о социальной ответственности бизнеса. С чем, кстати, и связаны все проблемы, случившиеся в последнее время с олигархами.

В связи с чем можно ли считать социально ответственным поведение бизнесмена Кахи Бендукидзе, одного из основных акционеров «Урал-

маша», например, на Ирбитском мотоциклетном заводе? Руководствуясь собственной выгодой, он не передал заводскую котельную, отапливающую жилой сектор, городу, а продал коммерческим структурам. И последствия этого ощущают на себе все ирбитчане.

И как «Уралмаш» может «бурно развиваться» (так в письме!), когда десятки тысяч его работников оказались за заводской проходной. Причем оцените своеобразный «юмор» новых хозяев. Цитируем по письму: «Да, численность сотрудников сокращается, но сокращение происходит за счет административно-управленческого персонала, который мешает трудиться рабочим, инженерам и технологам».

Те, кого привели на завод новые хозяева, как раз и являются «административно-управленческим персоналом» (АУП). И этого АУП даже в советские времена на тогда большом Уралмашзаводе было уж никак не десятки тысяч, на которые сейчас уменьшилась численность работающих.

Ну, хорошо, коли рынок потребовал реструктуризации предприятия, в результате которой пришлось многих сократить, то хоть не остались внакладе те, чьим многолетним трудом и прославлен уралмашевский брэнд?

Увы, ветераны-уралмашевцы не могут похвастаться вниманием к себе со стороны нынешних хозяев завода. Всегда бывший для них родным домом «Уралмаш» сейчас, на мой взгляд, таковым не является.

Вместо послесловия

В свете вышесказанного довольно странно выглядит «настоятельная просьба» к нашей газете со стороны руководства «УЗТМ-ОМЗ»: так, в «шапке» письма — «прекратить грязные публикации, не поддаваться сиюминутным политическим баталиям и думать прежде всего об интересах России».

Давайте не будем лукавить: сегодняшний Уралмашзавод —- это не тот «завод заводов», который строили и потом добывали ему славу десятки и десятки тысяч людей. Прежде всего это коммерческое предприятие, приватизировавшее вместе со всем имуществом популярный брэнд, принадлежащий всем россиянам. Так что говорить об этом — и есть думать «прежде всего об интересах России».


Другие материалы по теме: