Культура и бизнес: пути взаимодействия

Для привлечения инвестиций в кульуру необходимы посредники.

Экономические реформы, которые постоянно проходят в течение последнего десятилетия, позволяют сделать однозначный вывод: культура, а именно, «классическое» искусство в самом широком представлении, не может развиваться как сфера только государственных интересов.

За последнее время в стране явно сформирована масс-культура, основой которой стал, в том числе, шоу-бизнес. В этом контексте любое «культурное событие» изначально просчитывается исключительно как коммерческое мероприятие, направленное на извлечение прибыли. Ценность же подобных «событий» для культуры либо отсутствует, либо оно может вообще нести деструктивное начало. Собственно искусство, культура в традиционном понимании находится практически в подполье, поскольку не имеет элементарных средств для развития.

Тем не менее, уже приходит понимание того, что «классической культуре» необходимо сотрудничать с финансовым, промышленным и торговым капиталом, причем использовать исключительно рыночные механизмы.

Противоречие

«Инвестировать в культуру – значит инвестировать в будущее» – самый популярный лозунг на данный момент среди людей творческих профессий. Основным источником финансирования культуры в России является государственное финансирование, объемы которого за последние три года увеличились более чем в три раза. Однако, несмотря на это, материальная база учреждений культуры в стране находится в достаточно тяжелом положении, остро стоит проблема обеспечения отрасли кадрами. Те средства, которые предоставляет государство, едва покрывают затраты учреждений культуры на содержание помещений, зарплату сотрудникам, другие финансовые составляющие социально-культурных мероприятий. По данным Института экономики переходного периода, в стране все же растет доля внебюджетного финансирования культуры, которое включает в себя использование доходов учреждений культуры, например, от продажи билетов, а также спонсорскую поддержку. Крупные организации нередко оказывают помощь в проведении культурных мероприятий, выступают спонсорами конкурсов и творческих проектов. Но, тем не менее, при этом «за бортом» остаются талантливые люди, чье будущее творчество и будет определять лицо и характер российской культуры.

Даже признанные и маститые деятели культуры ограничены в своих финансовых возможностях и не могут обеспечить реализацию проектов в сфере культуры и искусства, которые направлены «в будущее» и явно не только не несут прибыли, но и не гарантируют оплату труда автора. По традиции, они вынуждены обращаться за помощью к предпринимателям. При этом, надо заметить, что поскольку участие представителей бизнеса в развитии и поддержке культуры является добровольным, могут возникнуть некоторые разногласия по поводу того, могут ли организаторы творческих конкурсов и других мероприятий однозначно рассчитывать на такую помощь. Ведь практически весь бизнес в настоящее время обслуживает акционеров, несет свою долю социальной ответственности. Кроме этого, например, банки оперируют средствами своих клиентов и обязаны работать исключительно в их интересах. Следовательно вопрос финансирования культурных проектов априори является как минимум вторичным для любого бизнеса.

Крик в пустыне

В Екатеринбурге известный драматург, живой классик Николай Коляда попытался каким-то образом довести подобную ситуацию до критической точки, созвав пресс-конференцию. Формальным поводом для общения с прессой стал конкурс «Евразия – 2004», вопросы финансирования которого до сих пор остаются нерешенными. По словам председателя жюри конкурса драматургов «Евразия» Николая Коляды, необходимо почти полмиллиона рублей, из которых только 175 тысяч рублей нужно на денежные призы победителям.

На просьбы о помощи откликнулось пока Министерство культуры России, выделившее 190 тысяч рублей на издание книги молодых авторов «Нулевой километр» и начальник управления культуры Екатеринбурга Валерий Плотников, который предоставил 10 тысяч рублей на призы «Евразии». Министерство культуры Свердловской области, по словам Николая Коляды, не дало ничего, объяснив это тем, что средства на мероприятие не заложены в бюджет.

«В фестивале молодых драматургов «Евразия» Министерство культуры принимает участие организационно, – заявил одному из информагентств города заместитель министра культуры Свердловской области Петр Стажников. – Мы выделяем свой приз и свои грамоты победителям. Я считаю, если «Евразия» не является федеральным фестивалем, то его финансирование должно быть сборным. Участие в этом процессе могут принимать и бизнесмены. Только нужно раскрутить фестиваль так, чтобы им было это интересно».

«Евразия» у нас проводится второй год, мероприятие делает только первые шажки, но поскольку там принимает участие Николай Коляда, думаю, с «раскруткой» все будет нормально», – считает заместитель министра культуры области.

Организаторы конкурса также проводили поиск частных спонсоров. По словам Николая Коляды, факсы с просьбой о поддержке рассылались многим крупным предприятиям. Однако пробиться к первым лицам сквозь заместителей и пресс-секретарей «Коляда-Театру» не удалось.

«Поверьте мне, старой театральной крысе, что это не буря в стакане воды. Мы станем большой деревней, где будут дымить фабрики и заводы, если те, у кого есть деньги, не будут давать их на культуру», – заявил Николай Коляда, он же председатель жюри конкурса драматургов «Евразия». По его мнению, предприниматели обязаны спонсировать подобные мероприятия.

«Культура – это затратная вещь, она не может существовать на самоокупаемости, поэтому ей необходима поддержка со стороны государства», – считает и руководитель театра-студии «Перекресток» Виктор Катаев. По его мнению, такие мероприятия, как фестиваль молодых драматургов «Евразия», нуждаются в материальной помощи. «Необходима спонсорская помощь. Мы все помним Морозова, ведь меценатство в России всегда было развито. Меценаты вкладывали свои деньги в искусство, потому что понимали, что без него жизнь скучна, пресна и неинтересна», – говорит Виктор Катаев.

Решение

Для того, чтобы частные компании поддерживали искусство, участие предпринимателей в реализации различных проектов должно быть выгодно для них и, в то же время, соответствовать интересам деятелей искусства.

Но существует парадокс: для представителей культуры формирование бюджета представляется зачастую лишь как процесс рассылки факсимильных сообщений и писем с просьбой о финансовой помощи. Для предпринимателей же принятие любого решения о выделении средств должно быть обосновано и тщательно продумано. В любом случае спонсор должен знать о том, куда идут его деньги, и в любом случае никто не может запретить ему контролировать расходование подобных средств, а формулировка «на поддержку» достаточно размыта.

Таким образом, наиболее значимым представляется организация взаимодействия между сферами бизнеса и культуры, поскольку, как показывает практика, основная проблема заключается именно в отсутствии у предпринимателей полной и точной информации об осуществляемых проектах.

Для привлечения спонсоров необходимы специальные навыки и опыт. Ведь искусство искусством, а предпринимателей надо убедить, что вложение средств в определенный проект – это выгодное дело. Тем более, что инвестиции в культуру, по мнению ведущих отечественных и зарубежных экономистов, являются одними из прибыльных вложений, поскольку имеют мультипликативный эффект, хотя срок окупаемости таких вложений достаточно велик. Поэтому для привлечения инвестиций в культуру просто необходимы посредники.

Теоретически, в настоящее время наиболее вероятной формой взаимодействия между искусством и культурой могут стать фонды, в рассматриваем случае, скажем, фонд Коляды либо «Фонд молодых драматургов». Если творческие люди не могут по каким-либо причинам привлечь инвесторов самостоятельно, то собирается попечительский совет, который нанимает команду специалистов либо специализированное «культурное агентство», которое, точно оговорив условия своего участия в проекте, организует работу со спонсорами. Привлекаются люди, обладающие необходимыми навыками, опытом, возможностями, которые самостоятельно будут связываться и встречаться с предпринимателями и обеспечивать наполняемость фонда. При этом обязательной становиться регулярная процедура отчетности перед спонсорами. Оплата деятельности таких агентств или специалистов может осуществляться путем выделения определенного процента от привлеченных ими средств. Кроме этого, их задачей является создание положительного имиджа для всех спонсоров. В этом случае, деятели искусства уже не ломают голову над решением материальных проблем и не придумывают, как упомянуть спонсора, а занимаются своим непосредственным делом – создают «бессмертное и вечное».

Надо сказать, что в Москве уже разработана единая система заимствования и инвестиций в культуру, которая успешно работает. Подобная система разрабатывается для Санкт-Петербурга. Потенциал петербургских инвесторов также велик, и, по словам представителей инвестиционных компаний, желание вкладывать денежные средства в ценные бумаги, доход от продажи которых пойдет на развитие социальной и культурной сферы города, велико.

Вывод

На сегодняшний день стало очевидным то, что на современном этапе поиск денежных средств для нужд культуры, перестает быть спонтанным. Он должен быть поставлен на «промышленную основу» и стать самостоятельной отраслью.


Другие материалы по теме: