«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Сусоров описывают, что происходит «На купеческих развалинах»

8 апреля 2004 (09:49)

И памятник сломали, и перед законом как-то неуютно

Лет пятнадцать назад в одной из популярных газет была опубликована карикатура: на фоне кирпичных руин, груды строительного мусора и воткнутых в землю лопат — фанерная табличка: «Памятник архитектуры. Охранялся государством».

Отношение власти к каменному наследию минувших эпох в течение прошлого века меняло свой вектор неоднократно: от «задерём подол Руси-матушке», сказанного Лазарем Кагановичем по поводу уничтожения Храма Христа Спасителя, до лицемерно-строгого учёта всех построек прошлых веков при полном равнодушии к их техническому состоянию.

Но сегодня в Екатеринбурге памятники сносят уже не в идеологических и даже не в утилитарных целях. Иной раз по принципу: хотели как лучше, а получилось как всегда. И власти здесь совершенно ни при чём. При этом объекты исторического значения стирают с лица земли в обход и городских, и областных властных структур. Многоступенчатая система аренды и субаренды помещений приводит к тому, что очень трудно бывает определить, кто виноват...

...Жил в позапрошлом веке в Екатеринбурге известный купец Симанов, хлебный магнат и меценат, занимавший одно время должность городского головы. Человек он был образованный, к тому же приходился дальним родственником самому Антону Павловичу Чехову. Известен Симанов ещё и своей любовью к техническим новшествам: по его инициативе в Екатеринбурге была установлена первая телефонная линия.

Столица Урала искони являлась городом купеческим, поэтому многие жилые дома носили имена своих оборотистых владельцев: так появились на карте Екатеринбурга дом Железнова, усадьба Рязанова, дворец Харитонова—Расторгуева... В строгом смысле слова комплекс построек между улицами 8 марта — Володарского «усадьбой Симанова» назвать нельзя: в конце 90-х годов XIX века оный купец разорился и был вынужден продать часть своих домов своему «коллеге» по бизнесу Суслову, а затем золотопромышленник Степан Тупиков перекупил их, присоединив к своей усадьбе, известной сегодня как Дом актёра.

Одноэтажное здание склада, выстроенное когда-то в модном «кирпичном стиле» и принадлежавшее Симанову, в конце XX века находилось, мягко говоря, в неудовлетворительном состоянии.

Согласно акту, составленному специалистами Государственного научно-производственного центра (НПЦ) по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области, строение весьма обветшало; разрушена кирпичная кладка подоконной части здания; стены — в трещинах, к тому же сильно наклонены; потолок поражён грибком, штукатурный слой отслаивается, кровля протекает; пол вспучен, обои отходят... Естественно, сотрудники НПЦ по охране памятников и Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) как балансодержателя были только рады, когда явились представители Екатеринбургского областного отделения Союза театральных деятелей и попросили сдать им склад усадьбы Симанова в аренду — согласно охранно-арендному договору № АФ-228/0522 от 13 мая 2002 года, «для выполнения работ по восстановлению и дальнейшему использованию под хозяйственные и административные цели». Что это за цели, документ не раскрывает, но из неофициальных источников есть информация, что в отреставрированном помещении бывшего склада разместится офис крупной торговой компании.

Запутанная цепочка аренд

Театралы обязались выполнить недюжинный объём работ: отреставрировать внешний облик западного фасада, воссоздав утраченные элементы; провести внутреннее благоустройство в соответствии с современными нормами, тактично разместив инженерные сети; оконные и дверные блоки восстановить из современных материалов, но по историческим аналогам... Договор, заметим, категорически запрещал арендаторам ломать капитальные стены либо пробивать в них новые проёмы. Много в том документе было и других подобных запретительных пунктов.

То ли их обилие напугало арендатора, то ли в одиночку потянуть такой масштабный проект театралы не смогли, но в скором времени сдали объект уже в субаренду — некоему 000 «Урал Премьер Лимитед», филиалу «Уральской торговой лиги» (по другим документам в роли субарендатора фигурирует другая фирма, тоже входящая .в 000 «Уральская торговая лига»> — ООО «Урал Премьер Трейд»). Означенная Лига специализируется на продаже алкогольной продукции. Вполне логично: дом купца прошлых времён будут восстанавливать купцы нынешние. Но те и вовсе «творчески» подошли к заданию: взяли и... снесли памятник.

По словам работников НПЦ по охране и использованию памятников истории и архитектуры Свердловской области, сам по себе факт сноса аварийного строения в рамках реставрационных работ ещё не есть катастрофа... Но закон есть закон, и такой радикальный шаг требует множества разрешительных документов и согласований. Как потом на судебном слушании в Верх-Исетском районном суде заявил и. о. директора 000 «Урал Премьер Трейд» Дмитрий Авдеев, уж очень здание обветшало, представляло опасность для близлежащих домов, вот и решили его убрать совсем с лица земли, оставив только несущую стену. На месте склада усадьбы Симанова вырыли котлован, обнесли его высоким забором практически вплотную к двору соседнего жилого дома и силами подрядных организаций — 000 ФСК «Юран» и строительной компании «Стройинвестурал» — принялись возводить здание с нуля. Ни городская администрация, ни МУГИСО как собственник здания, ни НПЦ по охране памятников как разработчик задания по реставрации — ни одна из инстанций не была поставлена в известность об изменении планов субарендатора. Разрешение на снос и строительство, соответственно, также не было получено.

Если не считать неофициального визита представителей «Урал Премьер Трейд» к заместителю генерального директора НПЦ Ирине Кузнецовой. Застройщики тогда принесли собственный эскиз проекта реставрации, который был специалистами забракован, в том числе из-за отступления от исторической достоверности: склад Симанова был, как известно, одноэтажным, а в новом проекте предусматривалось уже два этажа.

Виновник пожара строительный забор

Соблюдение закона — важнейшее условие, без которого гражданское общество немыслимо. И это нужно не для галочки, а для благополучия людей. А оно, это благополучие, явно под, угрозой. Так считают сами жильцы соседствующего со стройкой дома № 29 на проспекте Ленина, направившие в марте этого года запрос депутату Екатеринбургской городской Думы Дмитрию Волкову.

Как известно, общественность у нас не только настойчивая, но и юридически грамотная. Жильцы возмущены целым рядом нарушений, допущенных при сносе склада усадьбы .Сима-нова и последующем строительстве:

- перед началом работ заказчиком не было получено не только разрешение городских властей, но и согласие граждан, проживающих по адресу: пр. Ленина, 29;

— стройплощадка заняла всю площадь и без того маленького двора, лишив жильцов возможности благоустроить спортплощадку, зону отдыха и места для детских игр;

- поставленный против всех правил противопожарной безопасности забор вокруг стройки препятствует проезду во двор любого вида транспорта, в том числе и пожарных машин. Случись пожар — и деревянные перекрытия дома за несколько часов превратят здание в дымящиеся руины;

- наконец, возводимое здание из-за своей высоты перекроет солнечный свет большинству жильцов. Люди окажутся в тёмном «колодце», и это не только нанесёт ущерб их здоровью, но и затруднит возможные операции по обмену и купле-продаже квартир — здесь, на Ленина, 29, они просто потеряют свою стоимость из-за постоянного полумрака, который будет в. них царить.

Народ и городская власть тут едины

Возмущение жильцов, судя по обилию официальных запросов, вполне разделяют и депутаты (Д. Волков), и чиновники разных уровней власти (заместитель главы Екатеринбурга по вопросам строительства В. Крицкий, прокурор Верх-Исетского района С. Шадрин, и. о. начальника инспекции Госархстройнад-зора по Екатеринбургу М. Волков, заместитель главы администрации Верх-Исетского района Г. Негрозов). Протест жильцов активно поддержали в НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области, в главном управлении областного ГО и ЧС, в районном санэпиднадзоре. Редкий в наше время случай единодушия народа и чиновников: практически все официальные лица, принявшие участие в расследовании инцидента, признают противозаконность действий арендатора и застройщика. К сожалению, город не полномочен запретить стройку на объекте, который формально находится в собственности области. Однако городская власть не сидит сложа руки: в письме к министру культуры правительства Свердловской области госпоже Ветровой тот же Владимир Крицкий от имени администрации Екатеринбурга настаивает на срочном вмешательстве областной власти в творящийся беспредел.

Таинственно молчит область

А пока областное ведомство таинственно молчит, городские и районные структуры делают всё, что в их силах. Районный центр санэпиднадзора 10 марта от имени главного санитарного врача района выносит постановление о запрещении строительства. Казалось бы -что ещё надо, чтобы подчиниться закону? На ОАО «СК Стройинвестурал», ведущее стройку, наложен штраф, а администрация Верх-Исетского района обращается с письмом в адрес Главархитектуры с просьбой об аннулировании разрешительного письма на проведение давно уже неактуальных реставрационных работ. Под угрозой оказалась и лицензия застройщика. Может, хоть это остудит горячие головы субарендаторов?

Размышления у непарадного подъезда

Официальное письмо из инспекции Госархстройнадзора, датированное 27 февраля, несколько успокоило бушующие страсти: строительные работы остановлены. Надолго ли? Есть серьёзные сомнения в том, что можно праздновать победу закона. Ведь за две недели до этого сама инспекция жаловалась, что не может выявить действительных участников строительства: исполнители работают инкогнито, на требования и предписания инспекции ГАСН не реагируют, а сами работники инспекции не обладают полномочиями по истребованию документов, удостоверяющих личности участников строительства, потому и решили подключить к делу начальника УВД Екатеринбурга Бориса Тимониченко. И никто не даёт гарантии, что скандальную стройку тихой сапой не возобновят, едва утихнет волна протеста. А если взяться за субарендатора? Он-то на протяжении почти двух лет не меняется.

Взялись. Возбудили дело об административном правонарушении. Под председательством мирового судьи Верх-Исетского района С. Чуп-ракова состоялся суд, постановивший назначить и. о. гендиректора 000 «Урал Премьер Трейд» Дмитрию Авдееву штраф в размере... четырёх минимальных размеров оплаты труда. Для крупной коммерческой фирмы — чистый мизер. Формально не придерёшься: по договору аренды ответственность за реставрацию взял на себя Союз театральных деятелей. Снос и последующее незаконное строительство — дело рук «Урал Премьер Трейд» и организаций-подрядчиков. Поневоле вспоминаешь пословицу про «мальчика для битья» и песню про скованных одной цепью. Тот, кто держит в руках эту цепь, как всегда, оказался в тени...

В воскресенье не пожалел времени, прошёлся по проспекту Ленина и отыскал во дворе за Домом актёра злосчастную стройку. Судя по внешним признакам, последнее время там действительно прекращены все работы: котлован изрядно засыпан снегом, обнесён металлическим забором, ворота которого закрыты на железный штырь. Сохранившаяся от памятника несущая стена по-прежнему угрожающе висит над прилегающим к стройке домом № 29, и забор лишь частично ограждает жилую зону от этого неприятного соседства. Очень грустная картина, и по-человечески жалко всех: и арендаторов, не сумевших выполнить задание из-за ветхости объекта, и «Урал Премьер Трейд», оказавшийся в этой истории крайним, и жильцов соседнего дома — кому же понравится жить на стройплощадке? Но больше всего жалко наше недоношенное правосознание: если бы при сносе злосчастного склада был соблюден закон и учтены интересы людей, не случилось бы всей этой бумажно-судебной трагикомедии и все остались бы при своей — вполне законной — выгоде.

P.S. Согласно официальному письму за номером 33/3-40-04 от 17 марта 2004 года, подписанному начальником отдела Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе Н. Коротковым и адресованному прокурору Свердловской области Б. Кузнецову, уже получено указание от заместителя Генерального прокурора РФ Ю. Золотова проверить факты, изложенные в ряде депутатских обращений и жалобе жителей дома № 29 на проспекте Ленина и касающиеся незаконной стройки во дворе этого дома. Письмо обязывает областную прокуратуру не позднее 9 апреля — то есть уже завтра — предоставить всю имеющуюся информацию в распоряжение Генпрокуратуры. Мы надеемся, что областные власти, в частности — министерство культуры, возглавляемое госпожой Ветровой, не останутся в стороне от конфликта и. наконец, дадут свои комментарии по этой не очень красивой истории.

Комментарии

Памятник обязательно будет восстановлен!

— Екатеринбургское отделение Союза театральных деятелей давно сдало памятник «склад усадьбы Симанова» в субаренду, так что по поводу стройки лучше спросить у «Уральской торговой лиги», — сказал по телефону председатель Екатеринбургского отделения Союза театральных деятелей Владимир Нестеров. — Но могу сказать, что субарендаторы не предполагали строительства какого-то нового объекта на месте снесённого здания. Памятник архитектуры будет обязательно восстановлен, его снос был вызван аварийным состоянием строения.

Но лучше по этому вопросу обратиться к Оксане Анатольевне Гаркуше, директору Дома актёра, — она обладает всей полнотой информации и держит на контроле ситуацию.

Ничего никому не скажу

- Почему вы мне-то эти вопросы задаете? — тон Оксаны Анатольевны Гаркуши, директора Дома актёра, был до крайности неприветливый. — Я в должности директора всего полгода, договор субаренды заключался без меня, моим предшественником. С него и спрашивайте.


Другие материалы по теме: