«Уральский рабочий» и Любовь Минина рассказывают «Об ипотеке, инвесторах и многом другом»

28 апреля 2004 (11:39)

Екатеринбург, являясь столицей края, обладающего огромным промышленным потенциалом, в последние годы привлекает к себе все большее внимание Запада.

Со временем он стал консульским центром, обслуживающим огромную территорию, протянувшуюся далеко на восток от Уральских гор. С его помощью бизнес многих стран мира находит себе партнеров. Не менее ценной потенциальные инвесторы считают и информацию, полученную, как говорится, из первых уст. Такую возможность предоставило на днях радио «Свобода», транслируя почти часовую беседу в прямом эфире журналистов с Аркадием Чернецким, возглавляющим уже почти 12 лет исполнительную власть Екатеринбурга. Предлагаем ее фрагменты вашему вниманию.

— Аркадий Михайлович, в последние годы ваше имя часто упоминается в прессе в связи со Стратегией развития столицы Среднего Урала. Кто или что убедило вас в том, что это необходимо на данном этапе городу?

— Никто не убеждал, поскольку это моя личная позиция: мегаполис должен развиваться в соответствии с масштабным планом. Я осознал это с первых дней работы в нынешней должности, которую занял, имея за плечами немалый опыт руководства крупным промышленным предприятием.

Надо было четко понять, какие цели мы ставим перед собой и какие задачи надо решить на пути построения некоего идеального города будущего. Проблема же заключалась в том, что из-за нестабильности в середине девяностых годов теперь уже прошлого века разрабатывать долгосрочный прогноз было просто невозможно. К счастью, эти времена остались в прошлом.

— Сегодня очень модным в России стало обращаться к европейскому опыту развития мегаполисов. Вам тоже такой подход не чужд?

— Я очень взвешенно к этому отношусь. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что у нас есть чисто российская специфика, что никак нельзя сбрасывать со счетов. Мы, конечно, внимательно изучали лучшие образцы Запада. В частности, тесно взаимодействовали с Бирмингемом, исходное состояние которого 20 лет назад, когда он начинал работу над своей стратегией, во многом было похожим на наше. Представляете, насколько это ценно: увидеть наглядно образец, к которому стоит стремиться, зная при этом, что и как делать для достижения цели. Но не забывали и о наработках российских ученых и специалистов.

— В какой из сфер изменения будут наиболее заметны. Иначе говоря, какой выбран вектор движения вперед?

— Изменится многое во всех сферах. Создавая план, мы исходили из того, что реально делается. Прежде всего это, конечно, развитие экономики, инвестиции в городскую экономику, городское хозяйство.

— Согласно Генеральному плану, значительно увеличится жилой фонд города. Что это будет за жилье?

— Все просчитав, специалисты пришли к выводу, что около 30 процентов будущих новостроек — это высотные дома, столько же - средневысокие, и оставшиеся 40 процентов — низкоэтажная застройка. Еще 10 лет назад ее практически не было вообще, сегодня же ситуация меняется на глазах. Исходя из потребностей разных категорий жителей, мы и подбирали площадки для будущих микрорайонов. На сегодня их более 30. Основная проблема — инженерные сети, коммуникации. Сейчас разрабатывается система создания инвестиционных пулов, чтобы можно было развивать крупные площадки, используются на это и бюджетные средства.

— Чем обусловлены достаточно высокие цены на квартиры в Екатеринбурге? Они почти сравнялись с московскими.

— Обусловлено это одним: у нас в городе очень высокий платежеспособный спрос. Надо признать: Екатеринбург — город богатый. Несмотря на высокие темпы прироста квадратных метров, мы за спросом не поспеваем. Сегодня важно создать прежде всего систему в этой сфере. А говорить, я считаю, нужно не о дешевом, а о доступном жилье. Купить так сразу квартиру, выложив за нее крупную сумму, естественно, могут немногие. Очень важно развивать ипотеку, а также программы накопительного финансирования строительства. У нас в городе уже получили хороший отклик программы жилищных муниципальных облигаций, ссудосберегательные строительные товарищества. Есть и другие формы, уже опробованные и ставшие популярными. Дело за созданием именно системы, предлагающей варианты на все вкусы и кошельки.

— И все же у многих людей нет и минимума средств на это.

— Это непростой вопрос. На одной из встреч с населением женщина меня спросила: «Как решить жилищную проблему дочери. Я, простояв 20 лет в очереди, квартиру получила бесплатно. Теперь это невозможно». Я ей возразил: разве это нормально, 20 лет чего-то ждать, не предпринимая никаких шагов. Сегодня есть возможность за счет собственного труда решить эту проблему. Да, бесплатно никто и ничего не даст. Но никто и не мешает зарабатывать. Для работников же бюджетной сферы, к примеру, хорошим подспорьем становится система жилищного кредитования — программа «Жилье для бюджетников». На мой взгляд, она должна быть и для других категорий наших граждан. Помочь работникам обзавестись своим углом по такой же схеме могут и предприятия, в которых они трудятся. Но самое лучшее, если программа будет реализована в масштабах всего государства. То есть создана классическая, как и во многих странах, ипотека. Думаю, что в самые ближайшие годы такой сдвиг все же произойдет. И наша задача как власти быть к этому готовой.

- Где сегодня зарабатывают деньги екатеринбуржцы? Какова структура занятости населения?

- Прежде всего в промышленном секторе. Там трудится около 120 тысяч екатеринбуржцев. Но и в малом бизнесе, новых производствах сегодня задействовано уже более 170 тысяч человек.

— В связи с этим хотелось бы понять, какие ниши он занял?

— Я все же начну с отношений малого бизнеса и власти. Этот сектор экономики долгое время был потребительским: дайте нам налоговые льготы, дешевые кредиты... Это время мы пережили. Сейчас главным образом занимаемся организационной поддержкой. К слову, именно малый бизнес и является одним из главных поставщиков налогов в городскую казну. Освоил же он самые разные виды деятельности.

— Среди приоритетных сфер, в которых малый бизнес особенно нужен, можно было бы назвать ЖКХ и безопасность. Но уже имеющийся опыт пока не очень обнадеживает, судя по мнению людей.

— Дело в том, что сфера ЖКХ для реального бизнеса сегодня остается малопривлекательной. Пока население оплачивает услуги не в полном объеме. Государство же, к сожалению, позволяет себе не рассчитываться со своей долей. Не отработана и тарифная политика. Цены на услуги меняются по несколько раз за год. В результате идет фактическая недоплата, которая ложится на плечи отрасли. Когда эти вопросы будут сняты, частный капитал найдет сюда дорогу. Пока же приходится констатировать: те, кто в эту сферу попытался проникнуть, оказались, мягко говоря, авантюристами. Это не те компании, которые могут прийти в жилищно-коммунальное хозяйство всерьез и надолго.

— Аркадий Михайлович, и все же какие сферы являются наиболее привлекательными для инвесторов?

— Я бы сказал так: мы проходили определенные этапы. Сначала капитал устремился в те отрасли, которые дают максимально быструю отдачу. Постепенно этот ресурс исчерпывается, и тогда инвестор начинает смотреть немного дальше. Простой пример: еще несколько лет назад никто не проявлял интереса к гостиничному бизнесу. На сегодняшний же день в Екатеринбурге строится уже 26 отелей различной величины и класса обслуживания. То есть на глазах произошел заметный скачок в сознании бизнесменов, предпочитающих ранее отдавать приоритет торговле. Сейчас они поняли, что именно эта отрасль становится наиболее окупаемой.

На сегодня же еще одной привлекательной сферой у нас в городе являются культурно-развлекательные комплексы. Этот бизнес стал в последнее время очень окупаемым. И опять же нынешний спрос на боулинг, бильярд никто не прогнозировал. Я бы сказал по этому поводу так: все новые сферы деятельности оказываются в числе рентабельных по мере роста платежеспособности населения.

— Есть, видимо, и такие, куда частник не придет никогда?

- Естественно, есть. К примеру, это строительство метро. Применительно к российским условиям не является выгодным и вложение капитала в дороги. Эти вопросы мы вынуждены полностью решать за счет бюджета. А вот городской наземный транспорт как раз относится к привлекательным коммерческим предприятиям, поскольку здесь за услугу расплачиваются в полной мере.

— И все же городские власти как-то регулируют процесс привлечения капитала?

— Положительный фактор, который должны оценить инвесторы, — это атмосфера социального спокойствия и мира, установившаяся в Екатеринбурге. Мы никогда не допускали каких-либо проблем, связанных с межнациональной, межконфессиональной рознью. К тому же каждому бизнесмену здесь могут дать исчерпывающую характеристику его потенциальных партнеров. В городе также успешно решаются и вопросы обеспечения безопасности инвесторов. Те, кто посчитал необходимым получить поддержку со стороны местной власти, ее получил.

— И все же были ли примеры того, когда иностранные фирмы на что-то обиделись, и, что называется, расплевались с партнерами из Екатеринбурга?

— Я таких случаев не припомню. Сегодня успешно работают сотни предприятий совместных форм собственности. Возможно, какие-то трения между ними и были, но в конечном итоге им удавалось находить цивилизованный выход.

— Какие принимаются меры для привлечения капитала в наукоемкие отрасли?

- Эти вопросы все же решают руководители предприятий. На сегодняшний день задачи у местной власти несколько иные, нежели в советские времена. Глава города — это отнюдь не первый секретарь горкома КПСС, который отвечал и за то, почему завод план не выполняет, за моральный облик руководителей предприятий... У местной власти вполне конкретный круг вопросов, которыми она озабочена. Конечно, у нас есть опыт сотрудничества с теми предприятиями, которые вносят свой вклад в создание комфортных условий в Екатеринбурге. К примеру, по нашему заказу сделан трамвай «Спектр», на который уже есть заявки и из других городов. Из этого ряда светофоры УОМЗа, кювезы для недоношенных малышей, производство которых начато за-водчанами по нашей инициативе.

Конечно, мы поддерживаем тесные контакты с производственниками, поскольку жизнь города тесно переплетена с их деятельностью. Наша задача — сделать город удобным для жизни людей и привлекательным для бизнеса и производства.


Другие материалы по теме: