«Деловой квартал» и Даниил Силантьев рассказывают про «Модель для малого»

21 июня 2004 (08:13)

Hеобходимость развития малого и среднего бизнеса — общее место в речах как уральских, так и федеральных политиков. В действительности же человек, решивший открыть свое дело, остается один на один с реальностью. И пока местные власти изобретают новые способы поддержки предпринимательства, европейские объединения бизнесменов готовы поделиться своим опытом. В числе таких бизнесменов и Витторио Гинасси, президент итальянской ассоциации Cosmopolite, прибывший в Екатеринбург, чтобы представить интересы региона Эмилия–Романия.

— Визиты итальянских предпринимателей в Екатеринбург — совсем не редкость в последнее время. Скажем, сейчас обсуждается проект итальянской деревни. С чем связано такое внимание?

— Екатеринбург, как мне показалось, город весьма динамичный, он быстро развивается, так что деловые связи с местными предприятиями могут иметь большие перспективы. Мы к проекту итальянской деревни отношения не имеем — его разрабатывали в сотрудничестве с лигурийскими бизнесменами. А мы представляем регион Эмилия — Романия. Вмешиваться в чужие проекты — не в наших правилах, мы хотим найти свое место, свою нишу. В нашей области хорошо развита пищевая промышленность, машиностроение, особенно производство автомобилей класса «люкс» — Ferrari, Mazeratti, Lamborghini. В России же нас интересуют металлургическое производство, исследовательские проекты.

— Уже есть какие-то конкретные договоренности?

— Мы провели ряд встреч. Причем не только с предпринимателями, но и, например, с представителями УрГУ. Наш проект достаточно амбициозный — мы хотим не просто импортировать какие-то итальянские товары, а создать совместную программу, которая будет включать как экономическую сферу, так и сотрудничество в области культуры, образования и многое другое.

— В чем будет заключаться ваше участие в проекте?

— Помимо того, что мы намерены создать контакты для непосредственного сотрудничества, мы бы хотели также представить модель организации производства, принятую в регионе Эмилия — Романия. Наша экономика основана на малом и среднем бизнесе. Конечно, есть и большие компании, как Ferrari, но это, скорее, исключение. Сейчас в России наиболее развиты металлургия, машиностроение, добывающая промышленность — то есть крупные предприятия. Но, возможно, в будущем придется к месту и наша модель — малый и средний бизнес разовьется настолько, что потеснит промышленных гигантов.

— Существуют ли готовые методики для развития малого бизнеса?

— Да. Один из способов — как раз описываемая мною модель организации отдельных индустриальных регионов. Базируется она на трех китах. Первое — наличие базовых центров, которые разрабатывают технологии и доносят их непосредственно до производителей. Второе — заинтересованность в таком развитии общественных организаций и местных властей. Третий фактор связан с образованием — как высшим, так и средним. Эта модель — своеобразное итальянское ноу-хау. Сейчас она очень активно изучается в разных странах. В частности, американскими экономистами — так, все производство в Силиконовой долине организовано по итальянской методике. Правда, нельзя сказать, что этот способ подходит всем. Мы пытались экспортировать модель в Северную Африку, но там она не прижилась. Сейчас пытаемся выстроить программу для Восточной Европы. Здесь есть все условия для эффективного функционирования этой модели.

— В Италии количество малых предприятий всегда было больше, чем в России. Насколько применима эта модель к Уралу, который изначально развивался на базе предприятий-гигантов?

— Вы не совсем правы. Активно развиваться малый и средний бизнес в Италии стал после Второй Мировой войны. До этого таких предприятий почти не было. Когда мы начали восстанавливать страну, за основу была взята как раз та модель, о которой мы говорим. Безусловно, создание индустриального региона — дело не одного дня, на это требуется время. Для успеха важны такие факторы, как открытость рынка, международное сотрудничество, развитие программ обмена — чтобы люди могли посещать своих коллег в других странах, видели, как организовано их производство. Еще один момент — помощь и поддержка со стороны правительственных организаций и местных властей, не только финансовая. Не менее важно и образование — тут мы можем предложить свой опыт. Я уверен, что молодым менеджерам очень важно понять, прочувствовать иную экономическую систему.

— То есть вы делаете упор на бизнес-образование? У нас очень активно развивается МВА, чем отличается ваша программа?

— Наш курс более полный. Мы даем не только теоретическую подготовку, но и организуем стажировки. Вообще, предполагается, что молодому человеку будут помогать вплоть до начала деятельности его предприятия. Если мы ограничимся теорией, большинство новых инициатив умрут, так и не родившись. А в процессе стажировок специалист сможет все увидеть и понять самостоятельно, наработать какие-то связи с потенциальными партнерами на Западе. Знаете, это похоже на сельское хозяйство. Недостаточно посеять, надо еще удобрять почву, выполнять какие-то полевые работы, и только тогда что-то вырастет. Мы также должны помогать предпринимателям даже после завершения теоретического курса. Без этого невозможно получить хороший результат.

— Можно ли примерно оценить время отдачи от программ?

— Трудно сказать. Думаю, первые результаты будут видны уже через два года. Главное, чтобы российские фирмы заинтересовались нашим предложением, были готовы к сотрудничеству.

— Как финансируются подобные программы?

— Для нас основная проблема — поиск партнера в России. Партнера заинтересованного и уверенного в том, что он сможет выполнить программу. Что касается финансирования, то тут возможны два варианта: либо через фонд в рамках Евросоюза, который выделяет средства на подобные программы, либо 50/50 с местными властями.

— Вы сказали, что программа стоит на трех китах — научные центры, общественные организации и образование. Какие именно организации и центры нужно поддерживать и как?

— Могу поделиться итальянским опытом. У нас создали специальные структуры — фонды финансирования. В них входят представители бизнес-ассоциаций, банковских структур и общественных организаций. В Италии есть такая проблема — отсталость кредитной системы, фонды помогают это как-то поправить. Первое, что требует любой банк, куда бизнесмен обращается за ссудой, — гарантия. В том случае, если у молодого предпринимателя есть хорошая идея, но нет обеспечения для кредита, которое требует банк, фонд может выступить гарантом. Кроме того, фонды могут воздействовать на процентную ставку. Сейчас в Италии можно получить кредит под 6-7%, а фонды могут договориться о кредите для конкретного предпринимателя под 3-4%.

— А научные организации?

— Здесь свои сложности. Исследовательские центры привыкли работать с большими предприятиями. Надо, чтобы кто-то внутри большого центра специально заинтересовался малым бизнесом — небольшим предприятиям требуются специально разработанные технологии. Сам предприниматель не может отслеживать все новинки и выяснять, насколько они применимы к его производству. Ему нужны решения, которые можно сразу же пускать в дело. Тут необходим посредник, который может связать исследовательские центры и предпринимателей.

— У нас очень много начинаний разбивается при столкновении с бюрократической машиной. Может ли ваша методика работать при отсутствии поддержки сверху?

— Это гораздо сложнее, но реально.

— Если представить себе идеальную ситуацию: вас пригласили сюда, чтобы реализовать подобную программу в качестве консультанта, с чего бы вы начали?

— Мне кажется, в Екатеринбурге вполне благоприятные условия для наших проектов. Пожалуй, я бы начал с поиска каких-то научных и университетских центров, готовых поддерживать проект и сотрудничать с нами. Если говорить о промышленности, я бы остановил свое внимание на трех отраслях. В первую очередь задумался о развитии легкой промышленности — исторически так сложилось, что на Урале приоритетными были тяжелые производства. На мой взгляд, не хватает технологий, но это не проблема — российские ученые высоко котируются в мире. Думаю, им не будет сложно разработать свои ноу-хау. Вторая отрасль, где небольшие предприятия могут проявить себя, строительство. Поскольку регион развивается, потребность в строителях высока. Есть место, где развернуться. И третья отрасль — туризм. Урал обладает большим потенциалом — экологический туризм, красивая природа… Это может привлечь людей. Безусловно, необходимо улучшать инфраструктуру и транспорт. Скажем, итальянцу не так просто попасть в Екатеринбург, сложно составить расписание самолетов. Это все необходимо учитывать.

— Может ли быть малого бизнеса в экономике больше, чем надо?

— Знаете, говорить о какой-то пропорции, каком-то количестве — неверно. Главное — создать условия, нужный климат для развития малых и средних предприятий. Важно, чтобы появился самовоспроизводящийся механизм, как это было в Италии. Сначала возникло несколько частных фирм, где трудились наемные рабочие. Затем эти рабочие стали мечтать, как завтра они откроют свое дело. При наличии тех факторов, о которых мы говорили, это было не так уж и сложно. Я хочу подчеркнуть, что большинство итальянских предпринимателей когда-то были наемными рабочими в малом и среднем бизнесе.


Другие материалы по теме: