Константин Селянин: Спрос на инвестиционные услуги будет расти

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечал директор Уральского филиала инвестиционной компании «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.

– Константин Петрович, что такое «инвестиционная компания», в чем состоит суть её работы, каково её место на рынке?

– Существующее законодательство не знает термина «инвестиционная компания», вместо него используется понятие «профессиональный участник рынка ценных бумаг». Закон различает несколько видов такого участия: это брокерская деятельность, при которой компания принимает и исполняет заявки клиентов, действуя от своего имени и за их счет, это дилерская деятельность, когда компания выступает от своего имени и за свой счет приобретает или продает ценные бумаги, либо это деятельность по управлению активами. Последний вид профессионального участия на рынке может осуществляться индивидуально либо коллективно, в последнем случае речь идет об управляющей компании. Существуют отдельные лицензии на управление активами паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Также к профессиональным участникам рынка относятся депозитарные компании и реестродержатели, которые занимаются учетом прав собственности на ценные бумаги.

Некоторые из этих видов деятельности (например, брокерская, дилерская, депозитарная и управление активами индивидуальных клиентов) могут быть совмещены в рамках одной компании, другие (управление активами ПИФ и НПФ) являются исключительными.

Как правило, большинство инвестиционных компаний имеют лицензии на осуществление брокерской, дилерской и депозитарной деятельности, некоторые также осуществляют доверительное управление активами. Таким образом, инвестиционная компания сочетает в своей деятельности все или некоторые из четырех определенных законодательством функций.

– Кто выступает клиентами инвестиционных компаний? На кого они ориентируются в своей деятельности? Каковы условия вхождения в пул инвесторов?

– Всех клиентов инвестиционных компаний можно разделить на 2 большие категории. Во-первых, это институциональные клиенты, юридические лица, которые так или иначе работают на финансовых рынках. Отчасти они осуществляют операции самостоятельно, а отчасти – по разным причинам – прибегают к помощи других инвестиционных компаний. Например, среди наших клиентов есть негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, зачастую мы работаем с банками.

Вторую категорию составляют частные инвесторы, которые, в свою очередь, делятся на две группы. С одной стороны, это юридические лица, не являющиеся профессиональными участниками финансовых рынков, но имеющие потребность размещать свои временно свободные средства. Как правило, эта потребность определяется характером бизнеса, например, сезонным фактором или особенностями аккумуляции средств. Примером может служить строительная компания, занимающаяся долевым строительством. Как правило, все квартиры в доме, строящемся по такой схеме, продаются уже на нулевой стадии строительства, компания аккумулирует значительные объемы средств, которые не могут быть ею использованы немедленно. Эти средства могут быть инвестированы в ценные бумаги и принести компании дополнительную прибыль.

Наиболее многочисленную и наиболее интенсивно растущую группу частных клиентов составляют физические лица. Их интерес к услугам инвестиционных компаний определяется тем, что традиционные виды размещения средств, такие как банковские депозиты, в настоящее время перестали удовлетворять их с точки зрения доходности. И именно в инвестиционные компании эти люди обращаются с вопросом о том, как преумножить имеющиеся капиталы.

Клиенты - физические лица, в свою очередь, также могут быть поделены на категории в зависимости от того, какие им требуются финансовые услуги. К первой категории могут быть отнесены клиенты, заинтересованные в самостоятельной работе на фондовом рынке, имеющие соответствующий опыт, знания и свободное время. Таким людям мы предлагаем брокерские услуги.

Клиенты второй категории больше заинтересованы в услугах доверительного управления активами в той или иной форме: в форме ПИФ или в форме индивидуального доверительного управления. Это люди, которые по разным причинам либо не чувствуют себя готовыми работать самостоятельно, либо у них на это нет времени, либо они, имея какие-то знания о рынке, предпочитают управлять своими вложениями доверить профессионалам.

Когда клиент впервые обращается в нашу инвестиционную компанию, мы задаем ему несколько стандартных вопросов, благодаря которым определяем его в ту или иную категорию, в зависимости от наличия у него опыта работы на рынке и свободного времени. Дело в том, что, передав средства в доверительное управление, инвестору крайне полезно регулярно отслеживать ситуацию на фондовом рынке и пытаться в ней разобраться. Объем средств потенциального инвестора не имеет превалирующего значения: начиная с суммы в 10 тысяч руб лей, можно подобрать финансовый инструмент, который, с точки зрения доходности, с точки зрения риска, будет соответствовать ожиданиям клиента.

Гораздо более значимой трудностью при работе с ценными бумагами является то, что клиент зачастую не вполне ясно представляет себе цели инвестирования. Для нас крайне важно, чтобы ожидания клиента были адекватными реальности рынка. Если клиент ставит своей целью получение дохода 100% годовых, то, наверное, это скорее клиент казино, а не инвестиционной компании. Бывает, что к нам приходят люди, желающие накопить на квартиру. Для них главное – сохранить средства, и идти на инвестиции, связанные с какими-то достаточно высокими рисками, не стоит. В таком случае мы можем посоветовать клиенту использовать депозит. Совершенно другая ситуация возникает, когда у клиента есть некоторые свободные средства, есть свободное время, есть желание попробовать себя и разобраться в закономерностях рынка ценных бумаг. В своих инвестициях эти люди могут идти на более значимый риск.

Какие услуги инвестиционных компаний являются на данный момент наиболее массовыми и почему?

– Дело в том, что большинство людей не обладает каким-то опытом работы с ценными бумагами, а также необходимым для этого временем. С точки зрения целей, количества времени, которое нужно уделять заботе об этом инструменте, и требований к размерам средств (от 10 тысяч рублей), наиболее простым инструментом являются ПИФ. Именно по этой причине они пользуются самым массовым спросом.

Паевые фонды – это, прежде всего, альтернатива депозитам, поэтому главная задача, стоящая перед управляющими таких фондов – обеспечить прибыль выше, чем на банковских вкладах.

При этом следует понимать, что сами паевые фонды очень сильно отличаются по рискованности вложений, начиная от наименее рискованных чисто облигационных фондов, доход которых предсказать достаточно просто, хотя он не слишком высокий, и заканчивая отраслевыми фондами акций, где степень рискованности и вовлеченность клиента должны быть на порядок больше.

Стоимость пая в упрощенном виде равна делению активов (целевого имущества) фонда на количество паев. Но при их покупке и продаже скидки и надбавки колеблются от 0,25 до 1% стоимости пая. Поэтому клиент должен понимать, что если он держит свои средства меньше 3 месяцев в облигационном паевом фонде, то, даже если по итогам этих 3 месяцев доходность пая составила 6% (то есть 24% годовых), порядка 2% ему придется отдать для того, чтобы купить и продать эти паи. То есть вместо 24% годовых он получит 16%. Поэтому инвестировать в облигационные паевые фонды на срок меньше 3 месяцев мы не советуем. Кроме того, краткосрочные вложения в паевые инвестиционные фонды акций чреваты тем, что вкладчик рискует по пасть на неблагоприятный для рынка период: если он рассчитывал забрать деньги через 3 месяца, то, возможно, ему придется это сделать в самый неблагоприятный момент, то есть продавать бумаги по минимальной стоимости. При вложениях на более значительные сроки риски гораздо меньше.

Разумный инвестиционный горизонт по фондам акций должен составлять гораздо больше 3 месяцев, исходя из того, что колебания на рынке происходят концентрированно. И произойдут ли они через месяц, два или 11 месяцев сказать крайне сложно. Вполне возможно, что человеку, который инвестирует в фонды акций с горизонтом в год, нужно будет их продать через две недели.

– Чем отличается передача средств в индивидуальное доверительное управление от покупки паев ПИФ?

– Финансовая суть этих двух инструментов одна и та же. Разница между ними в том, что паевые фонды представляют собой коллективную, а не индивидуальную форму доверительного управления. Человек, который покупает паи ПИФ, может выбрать лишь то, в какой фонд инвестировать. А в доверительном управлении он может прийти и сказать: «Я хочу, чтобы у меня было 70% акций, 30% облигаций, причем из акций у меня половина должна быть высоколиквидными «голубыми фишками», а вторая половина – акциями металлургических предприятий». Здесь сам клиент определяет инвестиционную стратегию. Зачастую бывает, что люди не очень четко представляют себе, какая стратегия им больше подойдет, и в этом случае клиент вырабатывает ее совместно с управляющим на этапе предварительных переговоров.

Классическое доверительное управление – это возможность индивидуальной стратегии, доходность по нему в среднем выше. Но эта услуга имеет более высокий входной порог, что связано с большими трудозатратами со стороны управляющего и невозможностью построить инвестиционно правильно составленный портфель для вложения сумм меньше 300 тысяч рублей.

– Чем доверительное управление активами отличается от брокерского обслуживания?

– Доверительное управление активами и вложения в ПИФ предполагают, что основная доля ответственности за принятие инвестиционных решений лежит на управляющем или управляющей компании. Именно они решают, когда и что продать и купить, действуя в рамках инвестиционной декларации. Что касается брокерских операций, то здесь роль профессионального участника рынка сводится к технической функции – выполнению заявок. Брокер может не предупредить клиента, если клиент поступает неразумно: формально в функции брокера это не входит, это уже вопрос доверительных отношений между брокером и клиентом.

Кроме того, когда клиент пользуется брокерскими услугами, компания-брокер заинтересо вана в объеме операций, поскольку именно от него зависит размер ее комиссии. В случае доверительного управления, вознаграждение доверительного управляющего состоит из фиксированного вознаграждения и вознаграждения за успех, напрямую зависящего от прибыли клиента. Поэтому,осуществляя доверительное управление, инвестиционная компания заинтересована не в количестве сделок, а в их результате.

– Как вы оцениваете уровень конкуренции среди региональных ИК?

– С каждым годом услуги доверительного управления и по вложениям в ПИФ становятся все более и более востребованными. Рост спроса вызывает и рост предложения: в этом году число наших конкурентов выросло по сравнению с прошлым годом более чем в три раза. В то же время, все больше людей осознает, что хранить деньги «в чулке», в валюте, на банковских депозитах становится убыточно, и здесь спрос еще очень далек от насыщения. ПИФ появились в 2000 году, и четырехлетний опыт их развития показывает, что каждый год этот рынок вырастает в несколько раз, в том числе и по количеству участников. И я думаю, что пик его роста еще не достигнут. Поэтому через 2-3 года то количество банков и компаний, которое присутствует на этом рынке сейчас, будет уже недостаточным.


Другие материалы по теме: