Уральский рынок чартерных авиарейсов
Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает ситуацию, сложившуюся на уральском рынке чартерных авиаперевозок.
Туристический рынок Урала является одним из самых динамично развивающихся рынков розничных услуг: прирост отдельных его сегментов, по экспертным оценкам, может составлять порядка 50% в год. Ежегодно наблюдается рост числа отдыхающих практически на всех направлениях, в первую очередь – в сфере международного туризма. Вслед за ростом числа увеличивается и предложение со стороны операторов, равно как и количество туристических фирм, предлагающих свои услуги по организации отдыха.
В то же время следует отметить: несмотря на то, что практически все отдыхающие, выбирающие отдых за рубежом, пользуются услугами авиационного транспорта, на рынке чартерных авиаперевозок до последнего времени роста числа авиакомпаний не наблюдалось. До последнего времени на данном рынке была представлена фактически только одна компания – ОАО «Уральские авиалинии».
Состояние рынка
По мнению наблюдателей, рынок туристических чартеров с вылетом из Екатеринбурга имеет ряд специфических черт, отличающих его от аналогичных рынков в других регионах.
Согласно информации участников туристического рынка Свердловской области, ценовая политика в области чартерных авиаперевозок, наблюдаемая в Екатеринбурге, значительно отличается от той, что существует в Москве и Санкт-Петербурге. Стоимость билетов по наиболее популярным туристическим маршрутам (Турция, Египет, Гоа, Таиланд) с вылетом из Екатеринбурга может отличаться от аналогичных рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга в 1,5-2 раза. Так, по словам одного из участников туристического рынка, летом стоимость перелета до Анталии из Москвы составляла в среднем от 140 до 180 долларов США, из Санкт-Петербурга – от 120долларов, из Екатеринбурга – от 240 долларов плюс топливная надбавка в размере 20-30 долларов.
Другой чертой екатеринбургских чартеров, отмечаемой многими профессиональными участниками туристического рынка, являются ставшие регулярными задержки вылетов и опоздания самолетов в точку назначения, которые могут достигать 8-12 часов. По мнению специалистов турфрмы «Джаз-Тревел», именно опоздания самолетов и многочасовые задержки в аэропорту являются наиболее распространенной причиной жалоб отдыхающих. «В турфирму обращаются туристы с претензиями о задержках, которые происходят по вине авиакомпании», – отмечают в компании «Джаз-Тревел». Эту информацию подтверждают и в других туристических компаниях Екатеринбурга. «На первом месте по числу претензий со стороны клиентов стоят жалобы на работу авиаперевозчиков. Задержки рейсов в течение последнего сезона достигали 12 часов», – отмечают в ЕБМТ «Спутник».
Причины
Представители туристических фирм полагают, что все вышеперечисленные особенности уральского рынка авиаперевозок являются прямым следствием монопольного положения «Уральских авиалиний».
По мнению представителей профессиональных участников туристического рынка, отсутствие конкуренции со стороны альтернативных перевозчиков позволяет компании устанавливать собственные цены на перевозки и уровень качества предоставляемых услуг, что тормозит развитие туристического рынка в регионе.
Так, по мнению представителей ряда турфирм, «Уральские авиалинии» сознательно занижают частоту вылетов чартеров из Екатеринбурга, чтобы добиться более высокой наполняемости самолетов. «Только в июне-августе из-за высоких цен на чартерные перевозки были сняты с рейсов несколько самолетов, в том числе 4 рейса в Турцию, и убыток турфирм от этого составил около 1 миллиона долларов. В погоне за сиюминутной выгодой «Уральские авиалинии» теряют заказы на чартерные рейсы от туроператоров», – сообщил директор турфирмы «Джаз-тревел» Александр Недополз.
Кроме того, отсутствие конкуренции позволяет «Уральским авиалиниям» не только держать высокие цены на авиабилеты, но и поднимать их за счет увеличения так называемой топливной надбавки, связанной с ростом цен на авиационное топливо. Так, в сентябре компания «Уральские авиалинии» повысила тарифы топливного сбора. Топливный сбор в Египет увеличился с 30 до 40 долларов, в Турцию с 20 до 40 долларов. В среднем повышение тарифов топливного сбора составило от 10 до 20 долларов США. Стоимость путевок на туры осталась без изменения, топливный сбор оплачивается отдельно.
«На сегодняшний день повышение тарифа топливного сбора не отразилось на потоке туристов, но все равно это неприятный момент. «Уральские авиалинии» просто ставят турфирмы, имеющие чартерные рейсы, перед фактом, и у нас нет никакой альтернативы», – сообщили по этому поводу в турфирме «Мир».
Ставшие регулярными задержки рейсов представители туристических фирм также связывают с монопольным положением компании на рынке. По мнению туроператоров, у «Уральских авиалиний» не хвата ет самолетов для того, чтобы обслужить все рейсы, назначенные компанией. В результате этого самолеты вынуждены летать по сверхплотному графику, и любая случайная задержка может привести к срыву рейсов. Следует отметить, что на 1 ноября парк компании состоял из 22 самолетов отечественного производства, средний возраст которых превышает 15 лет. 5 ноября компания сообщила о приобретении пятого самолета ИЛ-86, однако первые самолеты зарубежного производства компания планирует приобрести не ранее 2005 года.
«Все задержки происходят по вине авиакомпании. Но ее руководство все списывает на подготовку самолетов к полету для обеспечения безопасности пассажиров», – заявили в «Джаз-Тревел».
«В данном случае турфирма бесправна, так как в договоре с авиакомпанией указано, что последняя вправе задерживать рейсы по техническим либо другим причинам. По всем искам туристов по поводу задержек чартерных рейсов судом было отказано в удовлетворении», – отмечает директор по туризму ЕБМТ «Спутник» Марина Бондарь.
«Ситуация, когда туристический чартер задерживается на насколько часов, которые уральские туристы вынуждены проводить в залах ожидания тропических стран, становится обыденностью. Причиной падения качества услуг является монопольное положение компании «Уральские авиалинии» на рынке чартерных авиаперевозок», – полагают в турфирме «Фонд Мира».
Поиски решения
По мнению большинства профессиональных участников туристического рынка, ситуация в сегменте чартерных перевозок может измениться только с появлением конкуренции и прекращением монополии одного авиаперевозчика на оказание данного вида услуг.
«Рост качества предоставляемых услуг и их ассортимента, снижение стоимости перелетов возможно только в условиях экономической конкуренции, которой на нашем рынке, к сожалению, практически нет. Между тем, для того, чтобы произошли качественные изменения, на рынке авиаперевозок должны сосуществовать как минимум 3-4 авиакомпании. В этом случае у турфирм и конечных потребителей будет возможность выбора, а у авиаперевозчиков – стимул для совершенствования», – отметила Марина Бондарь.
«Появление конкуренции на рынке авиаперевозок – единственный путь к улучшению сервиса и снижению цен на услуги авиакомпаний. Так, с появлением на данном рынке таких компаний, как Болгарские и Чешские авиалинии, цены на авиабилеты из Екатеринбурга в города Болгарии и Чехии снизились почти в 1,5 раза», – полагает начальник отдела маркетинга турфирмы «Фонд Мира» Яна Барац.
Новые игроки
Между тем, по мнению наблюдателей, существенные изменения могут ожидать уральский рынок чартерных перевозок уже в ближайшее время. Во многом благодаря деятельности крупных уральских ту ристических операторов, на чартерный сегмент рынка авиаперевозок начинают выходить новые игроки, способные составить определенную конкуренцию монополисту.
По словам директора турфирмы «Джаз-Тревел», крупнейшие региональные туроператоры на протяжении последнего года вели переговоры о возможном сотрудничестве сразу с несколькими крупными отечественными авиаперевозчиками. «Их приход на рынок авиаперевозок Екатеринбурга приведет к установлению реальных цен на чартерные рейсы», – полагает Александр Недополз.
Так, еще летом из Екатеринбурга в Тунис начали летать чартерные рейсы авиакомпании МЧС России, самолеты которой были зафрактованны туристической фирмой «МИР». Несколько чартеров в летний период были выполнены компанией «Континентальные авиалинии». Относительно давно на рынке присутствует также компания «Узбекские авиалинии», осуществляющая рейсы в Юго-Втосточную Азию.
В начале ноября у «Уральских авиалиний» на рынке чартерных авиарейсов из Екатеринбурга появились новые конкуренты. С 3 ноября на уральский рынок вышла красноярская авиакомпания «КрасЭйр», самолеты которой приступили к выполнению прямого рейса из Екатеринбурга в Бангкок (Таиланд). С 5 ноября регулярные рейсы в Бангкок осуществляют самолеты компании «Трансаэро». Оба авиаперевозчика выставили на обслуживание данного маршрута самолеты «Боинг-767», отсутствующие в парке «Уральских авиалиний» и отличающиеся повышенной комфортностью по сравнению с отечественным авиатранспортом. Кроме того, использование данных самолетов позволит делать рейсы в Тайланд беспосадочными. Партнером обоих новых операторов выступила московская туристическая компания «Натали-Турс».
Наблюдатели отмечают, что введение нескольких новых рейсов на одном из самых популярных в зимний период направлений туризма вряд ли приведет к кардинальному изменению ситуации с ценами на чартерные рейсы из Екатеринбурга, однако является симптомом того, что крупные авиаперевозчики заинтересовались проникновением на рынок Екатеринбурга.
«Выход авиакомпаний «Крас-Эйр» и «Трансэйр» на уральский рынок чартерных перевозок с тремя рейсами в две недели ситуацию на рынке авиаперевозок не изменит», – полагает генеральный директор Уральского туристического сервера Алексей Венгин. Кроме того, по его мнению, нельзя говорить о том, что подобные меры могут немедленно сказаться на стоимости и качестве услуг авиаперевозчиков.
Пока же приход на уральский рынок федеральных авиакомпаний свидетельствует о том, что уже в ближайшее время монопольное положение «Уральских авиалиний» может быть нарушено: вслед за сибирским авиаперевозчиком на местный рынок могут выйти и другие компании, что неизбежно приведет к постепенному падению цен и повышению качества обслуживания.
Перспективы
Рынок чартерных авиарейсов является неотъемлемой частью современного туристического рынка. Наблюдающийся рост спроса на уральском туристическом рынке приводит к росту спроса на авиабилеты, в том числе и на чартерные рейсы. Это практически неизбежно привлечет на рынок чартеров новых игроков, и у «Уральских авиалиний» к летнему сезону 2005 года вполне могут появиться новые конкуренты. Уже летом текущего года ряд крупных туроператоров и Уральская ассоциация туризма вели переговоры с такими авиакомпаниями как «Сибирь», «Трансаэро», «Пулковские авиалинии». По мнению руководителей турфирм, с приходом на местный рынок авиаперевозок новых авиакомпаний на рынке должны появиться более качественные и выгодные предложения по чартерным перевозкам по всем направлениям.
Туристический рынок Урала является одним из самых динамично развивающихся рынков розничных услуг: прирост отдельных его сегментов, по экспертным оценкам, может составлять порядка 50% в год. Ежегодно наблюдается рост числа отдыхающих практически на всех направлениях, в первую очередь – в сфере международного туризма. Вслед за ростом числа увеличивается и предложение со стороны операторов, равно как и количество туристических фирм, предлагающих свои услуги по организации отдыха.
В то же время следует отметить: несмотря на то, что практически все отдыхающие, выбирающие отдых за рубежом, пользуются услугами авиационного транспорта, на рынке чартерных авиаперевозок до последнего времени роста числа авиакомпаний не наблюдалось. До последнего времени на данном рынке была представлена фактически только одна компания – ОАО «Уральские авиалинии».
Состояние рынка
По мнению наблюдателей, рынок туристических чартеров с вылетом из Екатеринбурга имеет ряд специфических черт, отличающих его от аналогичных рынков в других регионах.
Согласно информации участников туристического рынка Свердловской области, ценовая политика в области чартерных авиаперевозок, наблюдаемая в Екатеринбурге, значительно отличается от той, что существует в Москве и Санкт-Петербурге. Стоимость билетов по наиболее популярным туристическим маршрутам (Турция, Египет, Гоа, Таиланд) с вылетом из Екатеринбурга может отличаться от аналогичных рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга в 1,5-2 раза. Так, по словам одного из участников туристического рынка, летом стоимость перелета до Анталии из Москвы составляла в среднем от 140 до 180 долларов США, из Санкт-Петербурга – от 120долларов, из Екатеринбурга – от 240 долларов плюс топливная надбавка в размере 20-30 долларов.
Другой чертой екатеринбургских чартеров, отмечаемой многими профессиональными участниками туристического рынка, являются ставшие регулярными задержки вылетов и опоздания самолетов в точку назначения, которые могут достигать 8-12 часов. По мнению специалистов турфрмы «Джаз-Тревел», именно опоздания самолетов и многочасовые задержки в аэропорту являются наиболее распространенной причиной жалоб отдыхающих. «В турфирму обращаются туристы с претензиями о задержках, которые происходят по вине авиакомпании», – отмечают в компании «Джаз-Тревел». Эту информацию подтверждают и в других туристических компаниях Екатеринбурга. «На первом месте по числу претензий со стороны клиентов стоят жалобы на работу авиаперевозчиков. Задержки рейсов в течение последнего сезона достигали 12 часов», – отмечают в ЕБМТ «Спутник».
Причины
Представители туристических фирм полагают, что все вышеперечисленные особенности уральского рынка авиаперевозок являются прямым следствием монопольного положения «Уральских авиалиний».
По мнению представителей профессиональных участников туристического рынка, отсутствие конкуренции со стороны альтернативных перевозчиков позволяет компании устанавливать собственные цены на перевозки и уровень качества предоставляемых услуг, что тормозит развитие туристического рынка в регионе.
Так, по мнению представителей ряда турфирм, «Уральские авиалинии» сознательно занижают частоту вылетов чартеров из Екатеринбурга, чтобы добиться более высокой наполняемости самолетов. «Только в июне-августе из-за высоких цен на чартерные перевозки были сняты с рейсов несколько самолетов, в том числе 4 рейса в Турцию, и убыток турфирм от этого составил около 1 миллиона долларов. В погоне за сиюминутной выгодой «Уральские авиалинии» теряют заказы на чартерные рейсы от туроператоров», – сообщил директор турфирмы «Джаз-тревел» Александр Недополз.
Кроме того, отсутствие конкуренции позволяет «Уральским авиалиниям» не только держать высокие цены на авиабилеты, но и поднимать их за счет увеличения так называемой топливной надбавки, связанной с ростом цен на авиационное топливо. Так, в сентябре компания «Уральские авиалинии» повысила тарифы топливного сбора. Топливный сбор в Египет увеличился с 30 до 40 долларов, в Турцию с 20 до 40 долларов. В среднем повышение тарифов топливного сбора составило от 10 до 20 долларов США. Стоимость путевок на туры осталась без изменения, топливный сбор оплачивается отдельно.
«На сегодняшний день повышение тарифа топливного сбора не отразилось на потоке туристов, но все равно это неприятный момент. «Уральские авиалинии» просто ставят турфирмы, имеющие чартерные рейсы, перед фактом, и у нас нет никакой альтернативы», – сообщили по этому поводу в турфирме «Мир».
Ставшие регулярными задержки рейсов представители туристических фирм также связывают с монопольным положением компании на рынке. По мнению туроператоров, у «Уральских авиалиний» не хвата ет самолетов для того, чтобы обслужить все рейсы, назначенные компанией. В результате этого самолеты вынуждены летать по сверхплотному графику, и любая случайная задержка может привести к срыву рейсов. Следует отметить, что на 1 ноября парк компании состоял из 22 самолетов отечественного производства, средний возраст которых превышает 15 лет. 5 ноября компания сообщила о приобретении пятого самолета ИЛ-86, однако первые самолеты зарубежного производства компания планирует приобрести не ранее 2005 года.
«Все задержки происходят по вине авиакомпании. Но ее руководство все списывает на подготовку самолетов к полету для обеспечения безопасности пассажиров», – заявили в «Джаз-Тревел».
«В данном случае турфирма бесправна, так как в договоре с авиакомпанией указано, что последняя вправе задерживать рейсы по техническим либо другим причинам. По всем искам туристов по поводу задержек чартерных рейсов судом было отказано в удовлетворении», – отмечает директор по туризму ЕБМТ «Спутник» Марина Бондарь.
«Ситуация, когда туристический чартер задерживается на насколько часов, которые уральские туристы вынуждены проводить в залах ожидания тропических стран, становится обыденностью. Причиной падения качества услуг является монопольное положение компании «Уральские авиалинии» на рынке чартерных авиаперевозок», – полагают в турфирме «Фонд Мира».
Поиски решения
По мнению большинства профессиональных участников туристического рынка, ситуация в сегменте чартерных перевозок может измениться только с появлением конкуренции и прекращением монополии одного авиаперевозчика на оказание данного вида услуг.
«Рост качества предоставляемых услуг и их ассортимента, снижение стоимости перелетов возможно только в условиях экономической конкуренции, которой на нашем рынке, к сожалению, практически нет. Между тем, для того, чтобы произошли качественные изменения, на рынке авиаперевозок должны сосуществовать как минимум 3-4 авиакомпании. В этом случае у турфирм и конечных потребителей будет возможность выбора, а у авиаперевозчиков – стимул для совершенствования», – отметила Марина Бондарь.
«Появление конкуренции на рынке авиаперевозок – единственный путь к улучшению сервиса и снижению цен на услуги авиакомпаний. Так, с появлением на данном рынке таких компаний, как Болгарские и Чешские авиалинии, цены на авиабилеты из Екатеринбурга в города Болгарии и Чехии снизились почти в 1,5 раза», – полагает начальник отдела маркетинга турфирмы «Фонд Мира» Яна Барац.
Новые игроки
Между тем, по мнению наблюдателей, существенные изменения могут ожидать уральский рынок чартерных перевозок уже в ближайшее время. Во многом благодаря деятельности крупных уральских ту ристических операторов, на чартерный сегмент рынка авиаперевозок начинают выходить новые игроки, способные составить определенную конкуренцию монополисту.
По словам директора турфирмы «Джаз-Тревел», крупнейшие региональные туроператоры на протяжении последнего года вели переговоры о возможном сотрудничестве сразу с несколькими крупными отечественными авиаперевозчиками. «Их приход на рынок авиаперевозок Екатеринбурга приведет к установлению реальных цен на чартерные рейсы», – полагает Александр Недополз.
Так, еще летом из Екатеринбурга в Тунис начали летать чартерные рейсы авиакомпании МЧС России, самолеты которой были зафрактованны туристической фирмой «МИР». Несколько чартеров в летний период были выполнены компанией «Континентальные авиалинии». Относительно давно на рынке присутствует также компания «Узбекские авиалинии», осуществляющая рейсы в Юго-Втосточную Азию.
В начале ноября у «Уральских авиалиний» на рынке чартерных авиарейсов из Екатеринбурга появились новые конкуренты. С 3 ноября на уральский рынок вышла красноярская авиакомпания «КрасЭйр», самолеты которой приступили к выполнению прямого рейса из Екатеринбурга в Бангкок (Таиланд). С 5 ноября регулярные рейсы в Бангкок осуществляют самолеты компании «Трансаэро». Оба авиаперевозчика выставили на обслуживание данного маршрута самолеты «Боинг-767», отсутствующие в парке «Уральских авиалиний» и отличающиеся повышенной комфортностью по сравнению с отечественным авиатранспортом. Кроме того, использование данных самолетов позволит делать рейсы в Тайланд беспосадочными. Партнером обоих новых операторов выступила московская туристическая компания «Натали-Турс».
Наблюдатели отмечают, что введение нескольких новых рейсов на одном из самых популярных в зимний период направлений туризма вряд ли приведет к кардинальному изменению ситуации с ценами на чартерные рейсы из Екатеринбурга, однако является симптомом того, что крупные авиаперевозчики заинтересовались проникновением на рынок Екатеринбурга.
«Выход авиакомпаний «Крас-Эйр» и «Трансэйр» на уральский рынок чартерных перевозок с тремя рейсами в две недели ситуацию на рынке авиаперевозок не изменит», – полагает генеральный директор Уральского туристического сервера Алексей Венгин. Кроме того, по его мнению, нельзя говорить о том, что подобные меры могут немедленно сказаться на стоимости и качестве услуг авиаперевозчиков.
Пока же приход на уральский рынок федеральных авиакомпаний свидетельствует о том, что уже в ближайшее время монопольное положение «Уральских авиалиний» может быть нарушено: вслед за сибирским авиаперевозчиком на местный рынок могут выйти и другие компании, что неизбежно приведет к постепенному падению цен и повышению качества обслуживания.
Перспективы
Рынок чартерных авиарейсов является неотъемлемой частью современного туристического рынка. Наблюдающийся рост спроса на уральском туристическом рынке приводит к росту спроса на авиабилеты, в том числе и на чартерные рейсы. Это практически неизбежно привлечет на рынок чартеров новых игроков, и у «Уральских авиалиний» к летнему сезону 2005 года вполне могут появиться новые конкуренты. Уже летом текущего года ряд крупных туроператоров и Уральская ассоциация туризма вели переговоры с такими авиакомпаниями как «Сибирь», «Трансаэро», «Пулковские авиалинии». По мнению руководителей турфирм, с приходом на местный рынок авиаперевозок новых авиакомпаний на рынке должны появиться более качественные и выгодные предложения по чартерным перевозкам по всем направлениям.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Уральские туроператоры ведут переговоры с альтернативными авиаперевозчиками
- Уральские туроператоры ведут переговоры с альтернативными авиаперевозчиками
- Уральские туроператоры ведут переговоры с альтернативными авиаперевозчиками
- Турфирма «Джаз-тревел: У «Уральских авиалиний» не хватает самолетов
- Директор турфирмы «Джаз-Тревел» Александр Недополз: На рынке авиаперевозок ...