«Уральский рабочий» и Елена Мационг предупреждают: «Твой дом – тюрьма»

17 декабря 2004 (12:11)

Так заявляет государство тем, кто не желает платить налоги за сдаваемое жилье.

Сколько стоит сегодня снять квартиру в Екатеринбурге, знают многие: как минимум шесть тысяч рублей за однокомнатную с телефоном далеко не в самых престижных районах, восемь — за двухкомнатную и порядка десяти — за трешку.

Сколько при этом за сдаваемое жилье не платится налогов, боюсь, не знает никто, ибо реальную картину этого полуподпольного рынка может нарисовать только бурное воображение. Хотя, надо заметить, еще несколько лет назад налоговики подсчитали, что только в одном крупном городе казна недосчитывается порядка двух-трех миллиардов рублей в год из-за ушлых владельцев жилья, тайно его сдающих и, естественно, ни копейки не отстегивающих при этом налоговой инспекции.

Конечно, долго так оставаться не могло, часть этих деньжищ, а именно 13 процентов налогов на физических лиц, необходимо в максимальном объеме и срочно направить в нужное русло, в карман государства, решили в налоговой. Наконец, в конце ноября состоялся Пленум Верховного суда РФ, на котором главным образом шла речь о незаконном отмывании денежных средств, но при этом отдельным пунктом зашел разговор и о налогах за сдаваемое жилье.

И хотя при обобщении судебной практики было признано, что бизнес на сдаваемом жилье не может быть признан незаконным предпринимательством в чистом виде (если у вас нет статуса индивидуального предпринимателя) и, соответственно, он не влечет уголовной ответственности, но вот неуплата налогов с полученных доходов все же может привести к тому, что кто-то может со свободой и распрощаться. Иными словами, хрен редьки не слаще -отвечать придется все равно. Штраф за уклонение от налогов составляет от 100 до 500 тысяч рублей, а срок уголовного наказания — до трех лет.

Правда, если вчитаться внимательно в документы да учесть при этом реальное положение дел, окажется, что ответственность для ушлых собственников, сдающих квартиры направо и налево, может наступить разве что теоретически. Да и то при этом все материальные издержки лягут тяжким бременем ни на кого иного, как на того бедолагу, кто вынужден это жилье снимать.

Судите сами, та самая статья, по которой планируется наказывать виновных (198 УК), предполагает, что ответственность наступает при крупном и особо крупном уклонении от налогов — когда кто-то задолжал государству налогов на сумму, превышающую триста тысяч рублей (крупный размер) или более полутора миллионов (особо крупный размер).

Если подсчитать, то окажется, что под действие УК подпадет только тот, кто сдавал свое жилье аж за полторы тысячи долларов ежемесячно и при этом в течение трех лет не платил налоги. Конечно, цены на сдаваемое жилье у нас, прямо скажем, заоблачные, но чтобы кто-то сдавал свою квартиру за такие деньги, я лично не слыхала.

Ко всему, вряд ли можно вообще хоть что-то взять с того, кто сдает свои апартаменты, но при этом страстно стремится этот факт скрыть. Во-первых, всегда можно сказать, что в квартире гостит сват, брат или племянник, что никаким законом, как известно, не запрещено, И чтобы доказать факт долговременного проживания, налоговым инспекторам придется действовать почти виртуозно, либо сутками напролет дежурить возле квартиры. Впрочем, даже если этот факт удастся доказать, всегда можно занизить официально заявляемую сумму, которую якобы платит владельцу за квартиру ее съемщик, при этом и налоги в итоге платить копеечные.

Кроме того, если тот, кто жилье сдает : и вознамерится заплатить за него все налоги, затраты ему все равно компенсирует в итоге многострадальный квартиросъемщик. Благо спрос на квартиры, отдаваемые в наем, не просто остается устойчивым — он продолжает увеличиваться, чем, собственно, и продиктован рост цен на сдаваемое жилье. Но, спору нет, бороться с вольницей на рынке сдаваемого в наем жилья необходимо. Ведь для кого-то это превратилось не просто во временную подмогу к зарплате, но и в самый настоящий бизнес. Квартиры сдают посуточно, превращая их по сути в гостиничные номера и при этом сдирая с ночевщиков суммы в разы большие, чем при обычном съеме квартиры. Некоторые квартиры и вовсе превратились едва ли не в бараки, порой и в однокомнатных живут по десять-двадцать выходцев с востока. Словом, проблем на рыке жилья пока действительно достаточно, и решать их время давно настало.


Другие материалы по теме: