Передел уральского туристического рынка: итоги года

В течение 2004 года крупные федеральные компании практически вытеснили уральские фирмы с регионального рынка туроператоров.

Уходящий 2004 год стал переломным для уральского туристического рынка. К началу летнего сезона на рынке доминировали региональные туроператоры, контролировавшие большую часть рейсов по всем наиболее востребованным направлениям как в относительно дешевом ценовом сегменте (традиционно к нему относят Турцию и Египет), так и в сегменте «среднего класса» (Арабские Эмираты, Тунис, страны Европы и Юго-Восточной Азии). Однако, к 1 декабря 2004 года рынок чартеров с вылетом из Екатеринбурга оказался практически полностью монополизирован крупными московскими компаниями. Чартеры на все основные туристические направления организуются федеральными компаниями, такими как «Натали-турс», TEZ TOUR, «Ривьера», «Инна-тур».

Рынок

Массовый выход на уральский туристический рынок компаний из Москвы, Санкт-Петербурга и Турции был отмечен наблюдателями еще в начале года, однако до открытия летнего сезона их влияние на структуру рынка и ценовую политику местных компаний оставалось минимальным. Ситуация изменилась с началом лета, когда федеральные турфирмы начали самостоятельно заказывать чартерные рейсы и предлагать собственные туры. Несмотря на то, что московские компании пользовались услугами тех же авиаперевозчиков, что и региональные турфирмы (в основном это были «Уральские авиалинии», фактически монополизировавшие рынок чартеров с вылетом из Екатеринбурга), они смогли предложить своим клиентам более низкие цены. Конкурентными преимуществами москвичей стали доступ к разветвленным отельным сетям, возможность использовать оптовые цены, скидки и дисконты, предоставляемые отелями и иностранными туристическими компаниями крупным клиентам и клиентам, работающим по предоплате, а также значительные вложения в рекламу и маркетинговую политику, недоступные региональным турфирмам.

Впрочем, ряд руководителей региональных турфирм напрямую обвинил своих московских коллег в демпинге (продаже путевок по ценам ниже себестоимости) с единственной целью – вытеснить с рынка уральских туроператоров, не обладающих такой возможностью.

В частности, директор турфирмы «Джаз-Тревел» Александр Недополз заявил, что именно демпинг является одним из основных элементов региональной политики московских турфирм. «Сталкиваясь с мощными местными агентами, они снижают цены на туристические поездки благодаря огромным бюджетам, пропагандируют дешевые путевки. Билеты себестоимостью 407 долларов США продавали по 179 долларов. Мы же себе в убыток работать не можем. Таким образом, используя демпинг, москвичи убирают местные компании», – отметил он.

Сами московские турфирмы обвинения в демпинге и искусственном занижении цен отвергают, утверждая, что используют резервы ценовой конкуренции, а ниже себестоимости продают только «горячие» туры, то есть те места на чартерах, которые оказались незаполненными за несколько дней до вылета.

Как бы то ни было, в результате ужесточения конкуренции со стороны федеральных компаний большая часть региональных турфирм вынуждена была уйти с рынка чартерных перевозок еще до конца летнего сезона, переквалифицировавшись из туроператоров в продавцов готовых туров московских компаний. Таким образом, многие региональные фирмы оказались фактически отсечены не только от процесса турообразования, но и от формирования цены на туристические продукты, попав в зависимость от условий, выдвигаемых федеральными компаниями.

«Джаз-трэвел»

Последней региональной компанией, официально покинувшей рынок туроператоров 1 декабря 2004 года, стала фирма «Джаз-Трэвел», в начале 2004 года являвшаяся крупнейшим региональным туроператором, обслуживающим наиболее массовые туристические направления, такие как Египет, Турция и Арабские Эмираты.

Причиной, побудившей компанию отказаться от работы на рынке чартеров, стали финансовые проблемы компании, которая оказалась не в состоянии финансировать взятые на себя обязательства. Так, 18 ноября компания оказалась не в состоянии оплатить заказанный ею чартер SVR 3759/3760 в Хургаду (Египет), в результате чего 300 уральских туристов вынуждены были в течение 12 часов ожидать самолета в египетском аэропорту, и еще примерно столько же – в аэропорту Екатеринбурга. В результате переговоров между представителями «Джаз-Трэвел», «Уральских авиалиний» и компаний, перепродававших туры уральского туроператора, было достигнуто соглашение, по которому возвращение туристов профинансировала московская компания «Турэнергосервис», выкупившая на данном чартере 40 мест.

«17 ноября заказчик чартерного рейса на Хургаду, фирма «Джаз-Трэвел» прислала в компанию «Уральские авиалинии» уведомление о том, что она не может выполнять свои обязательства и снимает заказ на самолет. В связи с этим, «Турэнергосервис» решил оплатить вывозной рейс на самолете Ил-86», – сообщил директор «Турэнергосервиса» Владимир Таширов.

Данный инцидент стал первым случаем отказа уральской турфирмы от оплаты уже заказанного чартера. «Финансовые затруднения случаются у многих туристических компаний, но до настоящего момента фирмы, специализирующиеся на туризме, всегда находили средства на оплату заказанного рейса или, в крайнем случае, меняли самолет на более дешевый.

Ранее компания «Джаз-Трэвел» также не отказывалась от оплаты рейсов. Видимо в этом году у них серьезные экономические проблемы», – отметила директор по туризму Екатеринбургского бюро международного туризма «Спутник» Марина Бондарь.

В результате данного инцидента «Джаз-Трэвел» был вынужден отказаться от работы в качестве туроператора. «Мы закрыли программу чартерных рейсов на Хургаду и отказались от направления на Шарм-аль-Шейх», – сообщил директор туристической компании «Джаз-Трэвел» Александр Недополз.

«Все наши клиенты об этом оповещены. «Джаз-Трэвел» вернет им деньги за билеты и выплатит компенсацию. На сегодняшний день другие туристические компании решили открыть свои туры по тем дням, в которые раньше вылетали наши самолеты», – добавил он. Следует отметить, что все компании, получившие рейсы «Джаз-Трэвел», относятся к так называемому «московскому пулу».

«Все ранее поданные заявки от агентств аннулируются. Требования по возврату денежных средств за оплаченные заявки будут обязательно удовлетворены. График выплат будет опубликован 10.01.2005 г.», – отмечается в заявлении турфирмы.

Согласно сведениям из ряда источников, близких к туристическому бизнесу, проблемы у «Джаз-Трэвел» могли возникнуть еще летом: тогда, согласно информации наблюдателей, турфирма могла выкупить у «Уральских авиалиний» целый ряд чартеров в Египет и Турцию.

Однако приход московских компаний, предлагавших принципиально более низкие цены, сделал туры «Джаз-Трэвел» невостребованными. Многие из них улетали полупустыми, прибыли компании оказались ниже запланированных, а с определенного периода, по словам её руководителя, работа компании вообще перестала быть рентабельной.

Некоторое время компания пыталась продолжать работу, но в определённый момент ей не хватило средств для оплаты уже заказанного чартера, и она была вынуждена покинуть рынок. Одновременно, погашая долги перед «Уральскими авиалиниями», «Джаз-Трэвел» передал авиаперевозчику 5 принадлежавших ей офисов в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Челябинске. Данные помещения вместе со всей принадлежащей им оргтехникой и, зачастую, с персоналом и наработанными клиентскими базами могут перейти туристической компании «Крылья» – дочерней структуре «Уральских авиалиний». В оставшихся двух офисах фирма продолжит работать в качестве агента по продаже туров, организуемых другими операторами.

Перспективы

Уход с рынка туроператоров компании «Джаз-Трэвел» является своеобразным итогом года конкурентной борьбы между московскими и региональными турфирмами за контроль над туристическим рынком Урала. Вытеснив местные фирмы, крупные московские компании фактически монополизировали сферу организации туров, в которой, по мнению наблюдателей, формируется большая часть прибыли от туристического бизнеса. Региональным компаниям оставлена роль агентов по распространению готовых туров, работающих за относительно небольшую комиссию и всегда оказывающихся в менее выгодном конкурентном положении, нежели организаторы туров.

Ряд наблюдателей полагает, что вытеснение с данного рынка региональных туроператоров может позволить московским компаниям отказаться от политики низких цен и воспользоваться фактическим монополизмом на рынке для увеличения собственных прибылей.

Однако ситуация на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, а также отсутствие существенного роста цен на направлениях, давно контролируемых московскими компаниями, позволяет усомниться в подобных прогнозах.

В то же время эксперты полагают, что проникновение крупных московских турфирм на местный рынок не закончится монополизацией сферы организации туров.

Вполне вероятно, что московские и петербургские фирмы будут развивать собственные сети продаж путевок на местах, постепенно вытесняя фирмы-агенты и, таким образом, аккумулируя в своих бюджетах не только прибыль, заложенную при формировании тура, но и комиссию, на которую сейчас существуют все фирмы-посредники.

Наблюдатели не исключают, что при выходе на этот рынок ими будет использована та же стратегия снижения цен до уровня себестоимости, призванная вытеснить с рынка крупные региональные фирмы-агенты. Усиление конкуренции в сегменте непосредственной продажи туров может привести к очередному переделу туристического рынка уже в следующем году.

По мнению председателя комитета по защите прав потребителя администрации Екатеринбурга Андрея Артемьева, такая ситуация уже в ближайшем будущем может привести к массовому сокращению числа крупных и средних региональных туристических фирм. Они могут оказаться не в состоянии конкурировать с растущей сетью филиалов крупных московских компаний с одной стороны, и мелкими местными фирмами, ведущими бизнес на основании «серых схем» и за счет уклонения от налогов оптимизирующими свои издержки, с другой. «В будущем можно ожидать разорения средних и крупных местных турфирм, на место которых придут московские компании, которые и будут устанавливать цены по своему усмотрению», – отметил он.


Другие материалы по теме: