Российские производители крепких спиртных напитков потребовали вмешательства Правительства в ситуацию на внутреннем алкогольном рынке

16 марта 2005 (12:30)

Российские производители крепких спиртных напитков потребовали вмешательства Правительства в ситуацию на внутреннем алкогольном рынке. По мнению водочников, ситуация приобрела угрожающий характер как для бюджета, так и для всей алкогольной отрасли. В качестве панацеи Национальная алкогольная ассоциация (НАА) предлагает правительству ограничить экспорт украинского алкоголя (1,8% российского рынка). Однако эффективность данной меры вызывает у специалистов сомнение, между тем последствия необдуманных действий чреваты торговой войной. Об этом сообщает «Время новостей».

В настоящее время российский алкогольный рынок обладает огромным потенциалом не только для развития внутреннего производителя, но и для привлечения зарубежных поставщиков. И те и другие готовы расширять производство, а, следовательно, отчислять налоговые платежи в бюджет. Однако цивилизованным наш алкогольный рынок назвать никак нельзя, поскольку от 40 до 60% его объема занимает теневой сектор. Соответственно и бюджет недополучает значительные суммы, так необходимые на различные социальные программы, в том числе и на медицину, особенно востребованную в ситуации, когда население сплошь и рядом травится паленой водкой. По экспертным оценкам, в год на каждого жителя России производится по 2 литра суррогатного алкоголя, отравления с летальным исходом составляют ежегодно десятки тысяч случаев. Причем, как утверждают специалисты, подпольным производством занимаются не только «нелегалы» водочного бизнеса, но и официально зарегистрированные ликероводочные заводы. На сегодняшний день в РФ около 400 алкогольных заводов, в совокупности они способны в год производить более 380 млн. декалитров, однако их мощности загружены только на треть. Выходит, что в дневную смену они работают «по-белому», а в ночную - гонят левую водку. По мнению аналитиков, работать в тени легального производителя заставляет существующее налоговое законодательство. Теневой сектор алкогольного рынка уже сейчас наносит государству ущерб в 20 млрд. руб. ежегодно. В 2004 г. водочный акциз был повышен на 18,5%, в 2005 г. его поднимут до 26,5%, в связи с чем многие эксперты опасаются, что многие компании могут полностью переместиться в теневой сектор рынка.

Вред теневого рынка очевиден не только для государства, но и для тех крупнейших отечественных производителей алкоголя, которые, несмотря на законодательное бремя, продолжают открыто работать на рынке, исправно дают отчисления в бюджет. Крупнейшие российские производители ликероводочных изделий, объединенные в Национальную алкогольную ассоциацию, обнаружили главного виновника проблем внутреннего алкогольного рынка – зарубежные поставщики, в основном украинские компании. В письме на имя председателя правительства РФ Михаила Фрадкова руководство НАА поясняет, что украинские производители находятся на внутреннем рынке в гораздо более благоприятном налоговом климате, а незащищенность отечественного производителя от конкурентов извне вдобавок позволяет импортерам отнимать у российских водочников значительную часть рынка. Представляется, что тезисы, изложенные в письме НАА российскому премьеру, и призывы о защите внутреннего алкогольного рынка от украинских импортеров, по сути, призваны отвлечь внимание государственных лиц от основной проблемы российского рынка алкоголя.


Другие материалы по теме: