«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Быть вокруг или в Екатеринбурге – прерогатива будущего»

24 марта 2005 (13:01)

Заключительная фраза в одном из описаний города Березовского показалась мне примечательной: «По территории муниципального образования проходит дорога вокруг Екатеринбурга».


Нечто подобное можно почерпнуть в историко-географических очерках об Арамили, Верхней Пышме, Среднеуральске, Сысертском районе, других муниципальных образованиях, отстоящих от Екатеринбурга на 10—80 километров, а то уже и не отстоящих вовсе. Иногда ведь у окраинного дома одного города чуть ли не единый с крайним жилым строением другого города двор. И от единого порой транспортного кольца уходят маршруты в разных направлениях.


Впрочем, в последние годы возросло количество маршрутов объединённых. В Екатеринбурге и в его окрестностях практически образовалось единое сообщество. Большинство из тех, кто живёт в городах-спутниках, работают в Екатеринбурге. По оценкам экспертов, более 200 тысяч человек. Активно используются «глубинкой» возможности уральской столицы в медицинском обслуживании и получении образования; целыми семьями приезжают в Екатеринбург за покупками; многие из «непровинциальных провинциалов» бывают в его театрах, кино, развлекательных заведениях etc.


Не остаются в долгу и екатеринбуржцы: хотя бы потому, что пожалуй, треть из них владеет садовыми участками, расположенными на
территориях ближайших муниципальных образований. Факт, что Екатеринбург и города-спутники давно связывают единые теплоцентрали (скажем, от Среднеуральска в Екатеринбург), водоводы (из Екатеринбурга в Березовский) и т. п.


По всем признакам — общий рынок труда и потребительский рынок, общие дорожная и инженерная инфраструктуры — мы стоим перед потенциальной екатеринбургской агломерацией. И было бы непростительно, учитывая мировой опыт, не задумываться над тем, как эти процессы развивать. С выгодой для жителей этих территорий.


Потребность в единой транспортной схеме уже реализуется в частном порядке — диктует рынок. Но экономически целесообразно выстроить единую систему транспортного обслуживания.


Камнем преткновения становится так называемый земельный вопрос: кому, в соответствии с какими
правовыми, в том числе бюджетно-налоговыми, нормами вести застройку всё-таки отделяющих нас, и достаточно обширных, пространств? Если эти, назовём их приграничными, земли осваивать и использовать согласованно, то можно значительно пополнить муниципальные бюджеты. Земельные платежи — это один из основных источников доходов, а наличие чёткой стратегии использования земли внутри агломерации значительно повышает её цену.


Это выгодно и с точки зрения решения жилищных проблем: появляется возможность массовой застройки пока ещё окраин комфортным, но более доступным по стоимости жильём. Кроме того, часть пустующих территорий можно отвести под строительство логистических центров, использовать их для создания неких полигонов для переработки мусора и проч.


Стратегический проект создания «Большого Екатеринбурга», инициированный администрацией столицы Урала, был впервые озвучен в ноябре прошлого года. С тех пор в Екатеринбурге, городах-спутниках, в структурах областной власти идея изучалась. Вчера мы сообщили, что глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий принимал руководителей и специалистов градостроительства близлежащих муниципальных образований и создан координационный совет, которому предстоит обсуждать общие вопросы развития агломерации.


Замечу, что речь никоим образом не идёт о сиюминутном административном объединении Екатеринбурга и городов-спутников. Сегодня в повестке дня организация взаимодействия муниципалитетов в реализации стратегии их развития. Решение вопроса «Быть вокруг или — в Екатеринбурге?» — прерогатива будущего. На мои взгляд, реального. На подготовленной социально-экономической почве.


Другие материалы по теме: