«Уральский рабочий» и Татьяна Бурова: «И суд бессилен, и закон»

31 марта 2005 (13:06)

Тенденция игнорировать правовые нормы и решения суда приобретает угрожающие масштабы.


ВЕСЬ апрель вместе с юристами мы пристально изучали новый Жилищный кодекс, искали и находили ответы на многочисленные вопросы читателей. Попутно обнажались и белые пятна — проблемы, решение которых пока представляется смутно.


И главная в их ряду — что будет с теми, кто должен был получить жилье бесплатно по старому законодательству, но не успел этого сделать. Не по своей, разумеется, нерасторопности, а потому, что последние десять с лишним лет жилье строят в основном на продажу, на раздачу выделяются крохи.


Рассмотрим эту проблему на живом примере.


Надоело ждать


Тринадцать лет тому назад выпускница Уральского политехнического института Лидия Суворова попала по распределению в научно-исследовательский институт металлургической теплотехники. Как молодому специа-


листу ей обязаны были предоставить отдельное благоустроенное жилье, однако такой возможности учреждение не имело и честно сказало об этом. Лидии предложили уволиться и перераспределиться в Восточный институт огнеупоров, где с жильем было полегче. Однако и там квартиру молодому специалисту


не дали, а поселили в общежитии. Там Лидия Яковлевна и застряла.


Не дождавшись положенной по закону квартиры, Лидия Суворова решила вытребовать ее через суд. И преуспела в этом. Несмотря на то, что ответчики — представители Восточного института огнеупоров, к этому моменту реорганизованного в ОАО «НПО ВОСТИО» — пытались отклонить претензии, ссылались на юридические зацепки


и отсутствие жилья, суд Кировского района Екатеринбурга под председательством судьи С.Прилепиной встал на сторону истца. Он обязал ответчика предоставить Лидии Суворовой отдельную благоустроенную квартиру в пределах Екатеринбурга.


Было это в декабре 2003 года, но своего жилья у Лидии Яковлевны как не было, так и нет. Только не подумайте, что решение суда отменили. Оно, пройдя через кассационную инстанцию, вступило в законную силу в хжнами апреле прошлого года. Причина в том, что игнорировать решения суда вошло сегодня в моду. Немалое их число не исполняется, и это сходит с рук.


Решение суда ничтожно?


Нельзя сказать, чтобы те, кому это положено, не предпринимали попыток воплотить волю правосудия в жизнь. Судебный пристав Андрей Туфляков неоднократно требовал от НПО ВОСТИО предоставить Лидии Суворовой квартиру. Он даже вынес постановление о наложении штрафа за непослушание закону. Но добился лишь того, что упрямый ответчик написал жалобу на чересчур ретивого пристава.


В последние годы часто приходится слышать сетования, что нам не хватает хороших законов. Однако жизнь показывает, что беда в другом: в нежелании исполнять закон и в неумении настоять на его исполнении.


Если взглянуть на историю Лидии Яковлевны непредвзято, то становится мучительно больно за нашу судебную систему, за наших судей, которым не хватает элементарного профессионального самолюбия. Казалось бы, они - конечная инстанция, к которой апеллируют люди. Выше них никого нет, кроме них искать защиты не у кого. Но если судьи позволяют рядовым ли гражданам, руководителям ли игнорировать судебные решения, авторитет судебной власти рушится.


На данном этапе в этом деле четко обозначилось противостояние юристов: тех, что заседают в суде, и тех, что служат в организации-ответчике. И, как это ни обидно сознавать, пока верх одерживают вторые. Они используют любые зацепки, чтобы уклониться от исполнения решения, вынесенного именем Российской Федерации. Например, заявляют, что не вправе ни передать купленную квартиру истцу в собственность, ни отдать ее внаем. Им предлагают: купите квартиру, передайте ее муниципалитету Екатеринбурга, а уж тот заключит договор социального найма с бывшим молодым специалистом Лидией Суворовой. Но и этот выход ответчика не устраивает. Создается впечатление, что ответчика не может устроить ни один выход, потому что обеспечивать квартирой Лидию Яковлевну он не желает.


- За исходом моей борьбы следит очень много людей, — говорит Лидия Яковлевна. -Если мне удастся отстоять свое право на жилье, они пойдут по моему пути, если же постигнет неудача — у всех опустятся руки. Люди поймут, что у нас и суд бессилен, и закон, и правды добиться невозможно.


Перспективы туманны


Людей, которые находятся в схожей с Лидией Суворовой ситуации, действительно много. В товарищи по несчастью можно записать не только бывших молодых специалистов, но и многодетных родителей, и ветеранов войны и труда, и семьи, где несколько поколений, каждое со своими супругами и детьми, ютятся в малометражных квартирках, — словом, всех, так и не обеспеченных жильем по старому жилищному законодательству.


Все они стоят в очереди, которая теперь будет формироваться по новым правилам. И хотя очередников советской поры успокаивают: мол, из списков вас вычеркивать не собираются, люди понимают, что перспективы получить жилье от государства или муниципалитета с каждым днем тают. Если перефразировать древнюю формулу «легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому попасть в рай» применительно к Жилищному кодексу образца 2005 года, то вторую ее часть следует читать: «чем россиянину попасть в малоимущие».


В самом кодексе понятие «малоимущие» не расшифровано, и сделать это предстоит региональным властям. Но это не означает, что столь важное дело полностью отдано им на откуп. Федеральное правительство совсем недавно разослало на места методические рекомендации по зачислению в малоимущие.


По прочтении этой методички складывается твердое убеждение, что бедняков, то есть претендентов на бесплатное получение жилья у нас почти не найдется. В их число имеют шанс попасть ну разве что бомжи.


Нужно абсолютно ничего не иметь, получать нищенскую зарплату — ниже прожиточного минимума, чтобы претендовать на статус малоимущего и право постановки в очередь на жилье.


Упомянутые методические рекомендации снабжены примерами. Слабонервным с ними лучше не знакомиться. Согласно расчетам российского правительства, малоимущей можно признать лишь семью, в которой среднедушевой доход не дотягивает до двух тысяч рублей и у которой нет ни дачи, ни садового участка - НИЧЕГО.


Другие материалы по теме: