Начальник Управления отчетности СКБ-Банка Олег Морозов: При повышении цены отсечения значительная часть доходов от нефтеэкспорта будет направляться непосредственно в бюджет

19 апреля 2005 (13:59)

«С одной стороны, когда цена отсечения достаточно низкая, то значительная часть прибыли от налогообложения нефтеэкспорта попадает в стабилизационный фонд, направления расходования которого в данный момент до конца не определены. Соответственно, эти деньги выводятся из оборота, не работают на страну», – заявил УрБК начальник Управления отчетности СКБ-Банка Олег Морозов, комментируя планы правительства России повысить уровень цены на нефть, свыше которого доходы от нефтеэкспорта направляются в стабфонд с 20 до 27 $ за баррель

По его мнению, у России имеется внешний долг, по которому из бюджета регулярно платятся проценты, ложащиеся нагрузкой на всех жителей страны. Большой стабилизационный фонд при одновременном наличии внешнего долга кажется удивительным.

«С другой стороны, направить средства стабилизационного фонда на внутренние нужды действительно сложно, так как есть риск, что подобные действия приведут к увеличению инфляции и ослаблению экономики, потому что невозможно контролировать до последней копейки все бюджетные выплаты. При повышении цены отсечения значительная часть доходов от нефтеэкспорта будет направляться непосредственно в бюджет. То есть, деньги сразу, без каких-либо специальных средств контроля их расходования, будут распространяться по бюджетополучателям», – отмечает О. Морозов.

По мнению О. Морозова неважно, какой должна быть цена отсечения. Даже при достаточно низкой цене можно так сформулировать расходную часть бюджета, чтобы возникающий при этом профицит не направлялся на «вредные» для экономики нужды. Грамотное расходование бюджетного профицита или построение иных неинфляционных схем расходования стабилизационного фонда способно нивелировать все колебания цены отсечения.

«Одна из таких неинфляционных схем – погашение внешнего долга. Возможна и другая схема – направление средств на так называемые структурные изменения в экономике, то есть вложение этих денег в приобретение на имя государства неких активов, которые способны заполнить такие ниши российской экономики, где требуются большие долгосрочные вложения и которые не под силу частному капиталу. Подобные объекты, присущие всем развитым экономикам, недостаточно представлены в России ввиду их высокой затратности и больших сроков окупаемости. Подобные вложения в первичную инфраструктуру не приведут к прямому росту инфляции и могут положительно отразиться на российской экономике», – заключает О. Морозов.


Другие материалы по теме: