Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области: Принятие поправок к закону «О госрегулировании оборота этилового спирта» может привести к ослаблению контроля над оборотом алкогольной продукции

8 июля 2005 (13:00)

8 июля Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла поправки к закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта». Наряду с плюсами (отмена квотирования закупок спирта и упразднение акцизных складов) закон несет в себе и существенные минусы. Так, из него исключен список запрещенных к использованию денатуратов и отменено лицензирование импорта алкоголя. По мнению экспертов, эти меры могут привести к росту нелегального рынка.


Эксперты отмечают либеральный характер закона, который, в частности, отменяет квотирование закупок спирта. Некоторые положения закона способствуют консолидации рынка. Например, производством спирта могут заниматься компании с уставным капиталом в 10 млн. руб., водки – 50 млн. руб. Однако производителей не устраивают отдельные его положения. Во-первых, производители крепких алкогольных напитков (водки) считают неверным исключение из законопроекта перечня запрещенных денатуратов. Во-вторых, закон вызвал недовольство дистрибьюторов и производителей вина. С 1 января 2007 г. должно быть отменено лицензирование импорта и экспорта этилового спирта и алкогольной продукции.


«На сегодняшний день еще рано говорить о положительных и отрицательных моментах поправок в ФЗ «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта», так как окончательно они не приняты и не вступили в силу», – заявили УрБК в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, комментируя возможные последствия принятия поправок в указанный закон.


По словам начальника отдела пищевой промышленности областного министерства сельского хозяйства и продовольствия Олега Самородова, в связи с принятием поправок в ФЗ «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта» региональные власти лишаются контроля над местными производителями алкогольной продукции.


«Мы не сможем контролировать качество алкогольной продукции, так как лишимся рычагов власти. Через 1-2 года произойдет сокращение производства алкогольной продукции», – сказал О. Самородов.


Кроме того, по его словам, министерство сельского хозяйства и продовольствия очень беспокоит отмена акцизных складов и региональных марок.


«Если поправки в ФЗ «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта» будут одобрены, то роль субъектов Федерации в контроле оборота алкоголя снизится», – заявили УрБК в министерстве сельского хозяйства и продовольствия.


«Вариант законопроекта, принятый сегодня в третьем чтении Госдумой, кардинально отличается от предыдущих своей либеральностью и существенным ограничением прав субъектов РФ по осуществлению государственного регулирования производства и оборота алкоголя», – заявили УрБК в Уральском филиале Национальной алкогольной ассоциации, комментируя принятие Госдумой поправок к закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
По словам руководителя Уральского филиала Национальной алкогольной ассоциации Дмитрия Тафа, в законопроекте есть ряд положительных моментов: впервые устанавливается единый перечень денатурирующих добавок, причем в перечень не включен диэтилфталат. Его использование в качестве денатурата привело к катастрофическому росту потребления «продукции двойного назначения» - косметических, дезинфицирующих и прочих тех.средств, которые вследствие дешевизны и доступности употребляются населением в качестве заменителя алкоголя. Кроме того, увеличивается минимальный размер уставного капитала для организаций, осуществляющих производство и оборот алкоголя, что способствует снижению риска появления на рынке фирм-однодневок; субъекты РФ получают возможность введения декларирования розничной продажи алкогольной продукции.


«Однако в целом принятие законопроекта в варианте, утвержденном Госдумой в третьем чтении, может привести к увеличению нелегального оборота и снижению качества реализуемой алкогольной продукции, вытеснению российской алкогольной продукции импортной, а также к повышению уровня коррупции на алкогольном рынке», – отметил Д. Таф.


В частности, отмена проведения субъектами РФ специальных защитных мер в отношении поступающей в розничную продажу алкогольной продукции приведет к появлению на рынке дешевой некачественной продукции (в Свердловской области по итогам 2004 г. забраковано свыше 80 тыс. декалитров алкогольной продукции, находящейся в легальном обороте и обладающей сертификатами соответствия, но при этом не соответствующей требованиям нормативной и технической документации). Отмена с 1 июля 2006 г. аккредитации оптовых организаций на поставки в розничную торговлю и общественное питание лишает субъект РФ возможности контролировать деятельность участников алкогольного рынка. Это особенно актуально в связи с тем, что при получении лицензии новым законом не будет предусмотрено согласие субъекта РФ на выдачу лицензии. Также введение возможности осуществления розничной продажи алкоголя исключительно организациями приведет к беспорядку и перелицензированию в розничной торговле, так как в настоящее время большинство розничных лицензий оформлено на индивидуальных предпринимателей. Установка новых счетчиков на предприятиях-производителях алкоголя и перелицензирование всех участников алкогольного рынка в срок до 1 июля 2006 г. приведет к перебоям в работе алкогольного рынка и массовым случаям злоупотреблений со стороны государственных органов власти при выдаче новых лицензий.


По словам Д. Тафа, отмена лицензирования экспорта и импорта алкогольной продукции могло бы стать положительным моментом для участников рынка, однако необходимо предусмотреть возможность контроля с целью предупреждения лже-экспорта, целью которого является возмещением из бюджета НДС и акцизов.


Другие материалы по теме: