Наталья Соломеина: Менеджер появится тогда, когда дизайнер станет ему интересен

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает дизайнер, директор Дома моды «Соло-дизайн» Наталья Соломеина.

– Сейчас Вы – один из ведущих операторов модного рынка Екатеринбурга. Как Вам удалось создать собственный бизнес в этой достаточно сложной отрасли? Есть ли у Вас свои «ноу-хау» в сфере построения бизнес-процессов в модной индустрии?

– Я получила академическое образование в Уральской государственной архитектурно-художественной академии, поэтому действовала по схеме, которая была заложена в институте. Закончив учебу в 1996 году и имея небольшой опыт работы дизайнером в производственной фирме, я стала искать инвесторов, единомышленников. В результате этих поисков родился бренд, был разработан бизнес-план, нашлись люди, которым я все это предложила – так начался «Соло-дизайн».

То есть на определенном этапе Вы были и менеджером, и коммерческим директором Вашего предприятия?

– Безусловно. Я выступила генератором и креатором идеи «Соло-дизайна». Я не только его придумала, я его продвигала, пыталась красиво оформить идею, придумать хорошее имя, хороший слоган, то есть делала все то, чему меня учили в институте. Это лишний раз подтверждает, что у нас достаточно качественное образование, и оно реально работает. Мне приходилось себя продвигать и продавать.

– Часто дизайнеры высказывают мысль о том, что модельер должен заниматься творчеством, а бизнес-процессы должны осуществляться менеджером-администратором. Вы согласны с этим утверждением? Есть ли такие менеджеры в Вашей команде?

– Да, сейчас у нас работает серьезная команда специалистов, в которой существует разделение труда. Есть финансовая и юридическая «спина», которая осуществляет нашу защиту в данных отраслях. Продвижением на рынке занимается PR-менеджер. Я же, в первую очередь, занимаюсь выдвижением идей. Я решаю, в каком направлении нам двигаться, определяю уровень дизайна. В нашем коллективе трудится еще несколько дизайнеров, работающих над воплощением этих идей в материале.

Если же говорить о проблеме в целом, то, конечно, хорошего дизайнера надо продвигать и продавать, и хорошо бы, чтобы этим занимались профессиональные менеджеры. Но, к сожалению, у нас фэшн-индустрия только зарождается, и далеко не каждому дизайнеру по карману иметь менеджера, и не каждый менеджер может «поймать» хорошего дизайнера и зарабатывать на нем деньги. Для того, чтобы модная индустрия сформировалась, а бизнес-процессы стали отлаженными до автоматизма, чтобы и у менеджеров, и у дизайнеров появился высокий уровень и грамотный подход к делу, должно пройти время.

Сейчас, на первоначальном этапе становления индустрии, каждый дизайнер должен продемонстрировать свою состоятельность. Получается, что первую половину жизни ты работаешь на имидж, вторую – имидж работает на тебя. На самом первом этапе, когда дизайнер только вышел из института, он сам должен себя продвигать, потому что никакой менеджер не пойдет и не начнет вкладывать в него деньги, естественно, за исключением семейных бизнесов.

– На каком этапе должен появляться профессиональный менеджер?

– Менеджер появится тогда, когда дизайнер станет ему интересен с точки зрения возможной прибыли, или когда окажется в состоянии оплатить его услуги. И в том, и в другом случае дизайнер должен состояться в своей профессии. Причем не обязательно состояться финансово, менеджера может заинтересовать и раскрученное имя, деньги, талант, долгое время работы на рынке. Как только появятся эти признаки успеха дизайнера, появятся и менеджеры, готовые обслуживать его интересы.

– Существует ли необходимость в профессиональной подготовке подобных менеджеров? Стоит ли учебным заведениям создавать специальность «менеджер фэшн-индустрии», или для работы на этом рынке просто нужен набор определенных профессиональных, жизненных знаний?

– На сегодняшнем этапе развития фэшн-индустрии менеджеру необходим элементарный набор знаний, общее представление об обстановке на региональном рынке. На мой взгляд, сейчас еще не сложились предпосылки для того, чтобы специально учить и продавать таких специалистов. Дело в том, что пока у нас в области нет даже легкой промышленности, то есть необходимой производственной базы для развития модной индустрии. Да и схема индустрии еще не работает у нас по всем правилам. Боюсь, что большая часть выпускников подобных специальностей может остаться без работы. Примеры этому уже есть. Так, специальность «дизайнер» существует в Уральской государственной архитектурно-художественной академии всего 9 лет, но уже сейчас рынок насыщен профессиональными дизайнерами. В результате идет перекос: дизайнеры есть, а мест работы для них нет. Дизайнерские студии в Екатеринбурге можно перечесть по пальцам: в городе их не более 15. остальные относятся скорее к надомному производству, да и то у нас находится в «зачаточном» состоянии.

Кроме того, надо учитывать и нашу отдаленность от центра. Если в Москве уже сложилась определенная индустрия, то у нас все еще в зародыше. Я уже не говорю про регионы. Мы в определенный момент совершили поездку по региональным городам, чтобы определить, возможно ли создавать в них нашу сеть и продвигать свой товар, и поняли, что пока еще нельзя. Что уж в таких условиях говорить о массовом выпуске специалистов по менеджменту в сфере фэшн-индустрии? Они все рискуют не найти применения своим знаниям.

– Пользовались ли Вы когда-нибудь банковскими кредитными продуктами для развития своего бизнеса? Каким источником средств Вы пользуетесь для осуществления инвестиций в основные фонды и для пополнения оборотных средств?

– Мы пользовались банковскими кредитами, но не в большом объеме и не для становления фирмы. Наша деятельность началась с частного инвестирования, потом мы с инвесторами рассчитались, стали работать самостоятельно. Если мы сталкивались с определенным недостатком средств, то обращались в банки, но, как правило, брали небольшие суммы на достаточно краткий срок. Причина этого – высокие процентные ставки.

Сейчас наш бизнес развивается сразу в двух направлениях. С одной стороны, это обслуживание корпоративных клиентов, оно приносит большой доход, однако такие заказы непериодичны. Деньги, поступающие от них, как правило, тратятся на капитальные вложения в производство. Ателье приносит более скромные доходы, однако они постоянны. На них, собственно, и существует производство.

– Тем не менее, любой бизнес развивается на заемные средства. Какие условия должен предложить банк, чтобы Вы стали пользоваться его услугами?

– Во-первых, кредитование должно быть долгосрочным, не меньше 5 лет. Так, например, наш бизнес во многом сезонный, и для нас это важно. Конечно, хотелось бы снижения процентной ставки и более лояльного подхода к клиенту. Если эти условия будут выполнены, банковские кредиты будут востребованы со стороны модной индустрии, ведь деньги на развитие бизнеса необходимы всегда. Например, у нас сейчас очень большая проблема с помещением. На строительство у нас нет средств, а брать деньги в кредит мы пока боимся – можем не выплатить проценты.

– Дом моды «Соло-дизайн» выделяется тем, что организовывает собственные показы, разрабатывает свой стиль. Вы считаете, что дизайнеры должны в принципе индивидуально представлять свои коллекции или все же работать на неделях моды, ездить в Москву на дефиле?

– Дизайнеры должны участвовать в крупных показах. Поэтому мы осознанно встали в рамки «Недели прет-а-порте». Я являюсь частью индустрии в регионе и не хочу выпасть из струи, поэтому мы должны работать на общих акциях. Но я не понимаю, почему при этом организаторы «Недели» не заинтересованы включить меня в свой проект.

Так, в ходе последней екатеринбургской «Недели прет-а-порте» мы выдвинули организаторам определенные условия: я делала собственную площадку и поэтому отказалась платить те деньги, которые организаторы требовали с остальных дизайнеров. Это было обосновано тем, что мы, во-первых, украсили «Неделю» и, во-вторых, мы не тратили средств организаторов, не пользовались их ресурсами, их площадкой, их визажистами.

С нас просили денег за продвижение, но, извините, нас не надо продвигать, мы можем сделать это сами. Мы даже не привлекали их публику, у нас была своя аудитория. Нам не интересно работать на публику ТЮЗа, но нам интересно быть в рамках «Недели». Естественно, если дизайнер работает на фабрику или на фирму, ему интереснее собрать много «попсового» народа и раструбить об этом миру, мне нужно другое.

– У Вас был опыт работы с профессиональными рекламными организациями или специалистами в построении бренда?

– Вначале моей работы – нет. Я сама много ездила и училась, как продвигают свои бренды Зайцев, дом моды «Кузнецкий мост».
К этому времени уже были «OGGI», поэтому было интересно учиться. Лет 5 я работала на имя, жила впроголодь. Были и стажировки моего коллектива. Потом мы стали привлекать грамотных людей и, конечно, работать с профессионалами, консультантами. Создание бренда – сложный и многогранный процесс, в одиночку, без помощи специалиста создать его сложно.

– С рекламными фирмами и бренд-менеджерами Вы предпочитаете работать на условиях аутсорсинга или же Вы самостоятельно разрабатываете основную линию, а им предоставляете дорабатывать детали?

– Сейчас нами заинтересовались рекламные фирмы, они обращаются к нам и хотят зарабатывать на нас деньги. Но последнее слово я всегда оставляю за собой. Мы со своей командой принимаем решение, хотя специалистов, конечно, слушаем. У нас есть желание работать с профессионалами, но, к сожалению, условия пока не позволяют.

– Если рекламщики зарабатывают «на Вас» деньги, Вы воспринимаете как нормальную составляющую бизнеса?

– Конечно, если рекламные компании получают прибыль с моего имени, и я получаю от этого прибыль, это совершенно правильно. Есть стратегические позиции, в нашем бизнесе многие из них затратны и даже убыточны, но в них необходимо инвестировать для достижения профессиональных успехов, создания имени. А если имя уже создано, на нем можно и должно заработать деньги.

– В условиях глобализации, появления иностранных брендов на рынке Екатеринбурга, есть ли перспективы развития для екатеринбургских дизайнеров?

– Существуют определенные законы рынка, и хотя у нас они сильно деформированы, все равно выживет сильнейший. Поэтому у наших дизайнеров однозначно есть перспективы, так как в особенных условиях нашего регионального рынка только они знают, как правильно работать. Ведь Урал – это не только Екатеринбург, это и все, что «за хребтом», а там вообще не действуют никакие европейские схемы фэшн-бизнеса. И, кстати, региональная специфика есть у каждой страны. Ведь британские дизайнеры не работают в Екатеринбурге, хотя и производят одежду, которая продается во всем мире. Все работают на свой сегмент, поэтому, одевая нашу специфическую публику, местные дизайнеры знают о ней больше. И поэтому я не уехала в Москву, там уже есть все, а здесь еще ничего – здесь интереснее работать.

– У среднестатистического представителя Вашей клиентской аудитории сколько костюмов производства местных дизайнеров, говоря в общем, должно висеть в шкафу?

– В принципе, если 30% одежды является дизайнерскими разработками – это уже успех. Свою аудиторию я определяю как людей старше 30, с высшим образованием, с постоянным достатком. Они носят разную одежду, и дизайнерскую, и брендовую, их стиль – стиль мегаполиса. У меня есть и постоянные клиенты, но они также принадлежат к специфическим типам региона – нестандартность фигуры, специфический бизнес и т.д. Таких в моей клиентской базе примерно 5%.

– В настоящее время превалирует тенденция к индивидуализации или к брендовому стилю? Нужно продавать единичные модели или бренды?

– Бренды обязательно надо продавать. Но есть целый пласт людей – я их называю «приверженцы теории эгоцентризма». Им уже не важно, какие бренды они носят. Мир крутится вокруг них, и мои услуги рассчитаны именно на таких людей.

Я не рассматриваю пошив как монохромное приложение к дизайнеру. Ателье – это услуга, которую можно получить в мегаполисе. Я думаю, что мы имеем успех именно потому, что мы не вышли из старых ателье, не создавались на уже существующей базе, мы работали по-другому.

Я рассматриваю дизайн как услугу, как часть мегаполиса, и на этом работает мое ателье. Поэтому у нас достаточно высокие цены. Хотя есть и очень дорогие ателье, например, Мария Ведерникова или Людмила Пашевич, но это больше имена, а не бренды, и, я думаю, это не очень профессионально, ведь когда возникает эгоцентризм, он работает на ателье.


Другие материалы по теме: