«Уральский рабочий», Юлия Глотова пишет: «Как заманить инвестора в Россию»

28 апреля 2006 (11:00)

Кто и как вкладывает деньги в бизнес российских регионов? Эти вопросы обсудили европейские и отечественные финансисты на специализированном форуме, прошедшем в Екатеринбурге на прошлой неделе.

Европейские деньги на Урале

Форум работал два дня, в течение которых участники делились опытом и рекомендациями по части русско-европейского партнерства на «круглых столах», представляли свои проекты, занимались в мастер-классах.

За последние два-три года объем иностранных инвестиций в Уральский регион заметно увеличился, и специалисты прогнозируют его рост и в дальнейшем.

— Регион обладает большим потенциалом, здесь есть все необходимое для привлечения инвестиций, — считает Пол Вандорен, заместитель главы представительства Европейской Комиссии в России, — богатые природные ресурсы, промышленная инфраструктура, научная база: университеты и исследовательские центры.

Сегодня самыми притягательными для иностранцев считаются металлургия и энергетика. Тем не менее бурное развитие нашего потребительского рынка привлекает интерес инвесторов и к другим сферам: транспортной, строительной, коммунальной, финансовой.

— Я хотел бы особо подчеркнуть, что необходима поддержка малого и среднего бизнеса. Объем таких предприятий в экономике России гораздо меньше, нежели в странах Европейского Союза, — отметил Пол Вандорен,

На то, что в регионе существует большой неиспользованный ресурс для инвестиционной деятельности, обратил внимание и Тило Клиннер, генеральный консул ФРГ в Екатеринбурге. По его мнению, серьезный потенциал сконцентрирован в сферах услуг и машиностроения.

Как видно, предпосылки для успешного российско-европейского сотрудничества достаточно благоприятные. Однако инвесторов настораживают часто меняющиеся в России законодательные акты, их неисполнение, высокий уровень коррупции, большое количество бюрократических проволочек.

В частности, по словам Тило Клиннера, 87 процентов опрошенных западных инвесторов, которые работают с Россией, в качестве основного препятствия своей деятельности назвали высокий уровень коррупции. Другая проблема — сложная реализация законодательных норм. Пол Вандорен также отметил, что из-за всех этих проблем бизнес в совместных проектах несет значительные финансовые издержки. По некоторым оценкам, три-четыре миллиарда долларов в год тратится на борьбу с этими барьерами.

Серьезным препятствием на пути европейского бизнеса в Россию, по словам специалистов, также является информационный дефицит.

— Для многих европейских предпринимателей регионы России — неизученное поле, поэтому они сосредотачивают свой интерес на двух столицах, — пояснил Тило Клиннер. — А богатый потенциал Урала, в частности, за рамками их внимания. Поэтому очень важно, например, презентовать регион в интернете, активно информировать потенциальных партнеров об успешных проектах, создавать положительный имидж региона.

А самим слабо?

Почему же, собственно, мы так нуждаемся в деньгах Запада? Дело в том, что значительная часть доходов нашей страны основывается на экспорте сырьевых ресурсов. При этом у нас явно недостаточные объемы промышленного производства. Чтобы сохранить национальную экономику, на предприятиях нужно наладить выпуск конкурентоспособной продукции. Сравнимой с товарами иностранного производства она должна быть как по цене, так и по качеству. Оба эти аспекта напрямую связаны с модернизацией заводов.

Что касается качества, то наши предприятия сегодня в большинстве своем просто не обладают необходимыми производственными мощностями, чтобы выпускать такую продукцию, которая удовлетворит высокие запросы потребителей.

— Двадцать лет назад нас устраивали автомобили «Жигули», — привел пример Олег Пермяков, директор «Корпорации СТРА-ТУМ» из Челябинска. — На самом деле просто практически не с чем было сравнивать, поэтому все устраивало. Теперь же нам хочется, чтобы дверь в машине закрывалась мягко, чтобы фары светили так, как надо, и прочее. Для этого нужно оборудование другого уровня точности. То, которое стоит на отечественных заводах, не в состоянии производить такой товар.

Большое значение реконструкция предприятий имеет и для снижения цены товара. Ведь она выставляется из расчета, что при продаже продукции покроются издержки производителя. А в них, по словам Олега Пермякова, всегда значительную долю занимают затраты на энергоресурсы. Многие из производственных корпусов, которые в свое время строили в России, либо предусматривали возможность конверсии на выпуск оборонной продукции, либо изначально предназначались для этого. Такие задачи влекли за собой определенные особенности строения, например, стены высотой восемнадцать метров. Сегодня в этом нет необходимости, а вот затраты на отопление, энергоснабжение и другие расходы для таких площадей просто сделают продукцию неконкурентоспособной.

— На Западе обычное производство, за исключением, может быть, автомобильных или самолетостроительных заводов, — это невысокое здание, четыре-шесть метров высотой максимум. Оптимизированное по размеру для того, чтобы не было пустующих пролетов и площадей, — объяснил Олег Пермяков.

Как заявил на форуме Борис Шипицын, заместитель министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, инвестиционная деятельность в промышленной сфере в основном связана именно с реконструкцией и перевооружением производств, обновлением их основных фондов.

— С 2000 года в области действует программа размещения кредитно-производительных сил, рассчитанная до 2015 года. В ней предусмотрено привлечение около пятидесяти миллиардов долларов инвестиций, чтобы добиться увеличения объемов промышленного производства до 2015 года в три раза. За прошедшие пять лет мы нужные темпы выдерживаем и даже несколько превышаем.

Факторы успеха

Поиск иностранного партнера — дело, безусловно, непростое, поэтому участники форума уделили немало внимания условиям, которые помогают достичь в этом деле максимальной эффективности. Йерун Кеттинг, член Совета Ассоциации европейского бизнеса в РФ, представил целую систему таких «факторов успеха».

Условно их можно разделить на три блока. Заинтересованная сторона должна четко представлять свои цели; хорошо ориентироваться на рынке и владеть информацией о его участниках; учитывать ряд эмоциональных факторов.

Четкость мышления никогда и никому не помешает, однако для человека, желающего договориться с иностранцем, обладать этим качеством особенно важно. Так как донести до кого-то некие абстрактные размытые планы очень сложно, да еще и на чужом языке. Хорошее ориентирование на рынке необходимо для того, чтобы представлять себе, какая компания может заинтересоваться предложением, насколько стоимость и масштаб проекта соответствуют стратегии потенциального партнера.

Огромное значение Иерун Кеттинг приписывает эмоциональному фактору. По его словам, наша страна вызывает у европейцев, как ни жаль, в основном негативные ассоциации.

— Когда я бываю на Родине, а сам я голландец, то периодически слышу: «Что? Вы живете в Москве?! Но там же мафия, там олигархи, там медведи ходят по улицам! Как же вы живете в этой стране?» — рассказывает нидерландский специалист.

При контактах с европейскими предпринимателями российским бизнесменам нужно учитывать эту установку, помнить о ней и с первых моментов знакомства опровергать своими действиями. Деятельность компании, нуждающейся в западном партнере, должна быть предельно ясной и, что называется, прозрачной. Информация о предлагаемом проекте — четкой, доступной и умеренного объема. По словам Йеруна Кетшнга, очень многие российские компании грешат недоработками в этом плане, поэтому их поиски инвесторов заканчиваются на стадии предоставления документов.

Нельзя не учитывать и разницу темпераментов россиян и европейцев. Например, для первых важна сеть личных взаимоотношений, так как за счет нее, как правило, решаются многие проблемы. Для вторых же достаточно формальных знакомств, потому что в разрешении своих вопросов они могут положиться на официальные инстанции. Мы «встречаем по одежке», они не обращают никакого внимания на внешний вид. У нас главное — позаботиться о завтрашнем дне, у них планируют свою жизнь на годы вперед.

Йерун Кеттинг рекомендовал российским бизнесменам не забывать и о том, что в любой ситуации для каждого человека на первом месте стоят его собственные проблемы, поэтому мотивы, вопросы и сомнения потенциального партнера нужно понимать и даже просчитывать заранее, чтобы иметь возможность разрешить их.

кстати

По статистике, Россия стала третьим партнером ЕС по объему торговли после США и Швейцарии. После России следуют Китай и Япония. 52% российского экспорта приходится на страны ЕС. В денежном исчислении это составляет 50 миллиардов евро.


Другие материалы по теме: