«Коммерсантъ», Сергей Баранов: Граждане сами информируют нас о выплатах доходов в «конвертах»
8 сентября 2006 (11:00)
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) объявила об усилении борьбы с «серыми» зарплатами. Для этого будет создана региональная сеть межведомственных комиссий. На Урале они уже функционируют, но под эгидой межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы (ФНС) по УрФО. Как рассказал в интервью корреспонденту «Ъ» Анне Моториной глава инспекции Сергей Баранов, одним из средств борьбы против зарплаты «в конвертах» становится сотрудничество ФНС с силовыми структурами. Так, прецедентом стало возбуждение уголовного дела в отношении руководства ОАО «Автомобильный завод «Урал». Как уже писал «Ъ» (№ 160 от 30 августа), использование «серых» схем на «Урале» было доказано благодаря работе силовых структур: изучению документов завода, опросов персонала и проверки страховой компании (она перечисляла деньги на банковские лицевые счета работников).
— Почему именно сейчас возникла необходимость усилить борьбу с «серыми» зарплатами?
— В 2005 году была снижена ставка единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26%. Это предполагало вывод заработной платы из «тени». Однако желаемого результата достигнуто не было. Налоги в бюджет и внебюджетные фонды (в том числе и в пенсионный) до сих пор поступают не в полном объеме.
— Ущерб от «серых зарплат» назвать можете?
— Суммарный ущерб посчитать сложно. В первую очередь, из-за инфляции. К тому же определенную роль играет численность сотрудников, которым выплачивают «серые» зарплаты, а главное – нереально подсчитать общий размер серых зарплат. Скажу только, что повышение оплаты труда в первом полугодии 2006 года налогоплательщиками, которые выплачивали зарплату ниже прожиточного минимума в 2005 году, привело к дополнительным взносам в бюджет на сумму 193 млн 569 тыс. рублей (а это на 85 % больше, чем в первом полугодии 2005 года). Ожидается, что эта цифра станет еще больше.
— Как боретесь с «теневыми зарплатами»?
— Во-первых, налоговые органы округа проводят анализ налоговой и бухгалтерской отчетности. На основании этого мы отбираем налогоплательщиков для проведения выездных проверок. А в 2005 году в УрФО начали создаваться межведомственные комиссии, в состав которых вошли представители администраций муниципалитета, департамента труда и соцзащиты, профсоюзов, руководители территориальных налоговых и правоохранительных органов и внебюджетных фондов. Работают они так. Комиссии уведомляют работодателей о том, что на их предприятии зарплата ниже прожиточного минимума, и просят объяснить – почему. Так, в 2005 году в УрФО было выявлено 41 тыс. 620 работодателей, которые выплачивают зарплату ниже уровня прожиточного минимума (в Свердловской области он составляет 3 тыс. 680 руб. , в Тюменской – 3 тыс. 34 руб., в Курганской – 3 тыс. 251 руб., в ХМАО – 5тыс. 272 руб., в ЯНАО – 5тыс. 788 руб. – «Ъ»). А это почти 10% от количества действующих организаций и индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, большую роль играет организованная нами «горячая линия». Граждане сами информируют инспекцию о выплатах доходов в «конвертах». Например, в этом году в Тюменской области позвонило 66 человек. В ХМАО по «телефону доверия» принято 148 звонков. Вся полученная информация используется в работе комиссий по легализации «теневой» заработной платы.
— И какой эффект?
— Как правило, уже после вызова на ковер работодатели сами уведомляют о повышении заработной платы. К примеру, за 7 месяцев 2006 года в УрФО проведено 3 тыс. 628 заседаний межведомственных комиссий и заслушано 13 тыс. 227 таких работодателей. Из них 3 тыс. 199 организаций и 2 тыс. 130 индивидуальных предпринимателей повысили зарплату. Это примерно 40%.
— А что ждет тех, кто не хочет исправляться? Какие рычаги воздействия у вас есть?
— В таком случае в отношении работодателей проводятся мероприятия налогового контроля: выездные налоговые проверки, рейдовые проверки. Списки тех, кто не явился на комиссии, направляются в органы прокуратуры, главам муниципалитета и инспекциям по труду для принятия мер воздействия. Они проводят осмотр помещения, выемку документов, опросы бывших и работающих работников предприятия. Кроме того, проводится анализ зарплаты по категориям работников в организации и многие другие мероприятия, необходимые для сбора в полном объеме доказательной базы.
— Почему именно сейчас возникла необходимость усилить борьбу с «серыми» зарплатами?
— В 2005 году была снижена ставка единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26%. Это предполагало вывод заработной платы из «тени». Однако желаемого результата достигнуто не было. Налоги в бюджет и внебюджетные фонды (в том числе и в пенсионный) до сих пор поступают не в полном объеме.
— Ущерб от «серых зарплат» назвать можете?
— Суммарный ущерб посчитать сложно. В первую очередь, из-за инфляции. К тому же определенную роль играет численность сотрудников, которым выплачивают «серые» зарплаты, а главное – нереально подсчитать общий размер серых зарплат. Скажу только, что повышение оплаты труда в первом полугодии 2006 года налогоплательщиками, которые выплачивали зарплату ниже прожиточного минимума в 2005 году, привело к дополнительным взносам в бюджет на сумму 193 млн 569 тыс. рублей (а это на 85 % больше, чем в первом полугодии 2005 года). Ожидается, что эта цифра станет еще больше.
— Как боретесь с «теневыми зарплатами»?
— Во-первых, налоговые органы округа проводят анализ налоговой и бухгалтерской отчетности. На основании этого мы отбираем налогоплательщиков для проведения выездных проверок. А в 2005 году в УрФО начали создаваться межведомственные комиссии, в состав которых вошли представители администраций муниципалитета, департамента труда и соцзащиты, профсоюзов, руководители территориальных налоговых и правоохранительных органов и внебюджетных фондов. Работают они так. Комиссии уведомляют работодателей о том, что на их предприятии зарплата ниже прожиточного минимума, и просят объяснить – почему. Так, в 2005 году в УрФО было выявлено 41 тыс. 620 работодателей, которые выплачивают зарплату ниже уровня прожиточного минимума (в Свердловской области он составляет 3 тыс. 680 руб. , в Тюменской – 3 тыс. 34 руб., в Курганской – 3 тыс. 251 руб., в ХМАО – 5тыс. 272 руб., в ЯНАО – 5тыс. 788 руб. – «Ъ»). А это почти 10% от количества действующих организаций и индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, большую роль играет организованная нами «горячая линия». Граждане сами информируют инспекцию о выплатах доходов в «конвертах». Например, в этом году в Тюменской области позвонило 66 человек. В ХМАО по «телефону доверия» принято 148 звонков. Вся полученная информация используется в работе комиссий по легализации «теневой» заработной платы.
— И какой эффект?
— Как правило, уже после вызова на ковер работодатели сами уведомляют о повышении заработной платы. К примеру, за 7 месяцев 2006 года в УрФО проведено 3 тыс. 628 заседаний межведомственных комиссий и заслушано 13 тыс. 227 таких работодателей. Из них 3 тыс. 199 организаций и 2 тыс. 130 индивидуальных предпринимателей повысили зарплату. Это примерно 40%.
— А что ждет тех, кто не хочет исправляться? Какие рычаги воздействия у вас есть?
— В таком случае в отношении работодателей проводятся мероприятия налогового контроля: выездные налоговые проверки, рейдовые проверки. Списки тех, кто не явился на комиссии, направляются в органы прокуратуры, главам муниципалитета и инспекциям по труду для принятия мер воздействия. Они проводят осмотр помещения, выемку документов, опросы бывших и работающих работников предприятия. Кроме того, проводится анализ зарплаты по категориям работников в организации и многие другие мероприятия, необходимые для сбора в полном объеме доказательной базы.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Управление ФНС России по Свердловской области: 16 тысяч 347 работодателей в ...
- «Российская газета», Андрей Рубцовцев пишет: «Секретная ведомость»
- «Уральский Рабочий» и Елена Абрамова: «Минус восемь миллиардов»
- Снижение размера налоговой ставки не привело к сокращению числа предприятий ...
- «Областная газета», «Серым» зарплатам пора выйти из тени»