«Коммерсантъ», Олеся Ратошнюк пишет: «Банк 24.ру уходит в сумрак»

26 января 2007 (10:54)

Санкт–Петербурга и Москвы

Как вчера стало известно «Ъ», екатеринбургский Банк24. ру приобрел в Санкт-Петербурге офис, который должен начать работу нынешним летом. Руководство банка рассчитывает на успешное освоение питерского рынка за счет введения формата круглосуточного «живого» обслуживания клиентов. Участники рынка сомневаются в перспективности проекта Банка 24. ру, указывая на высокие издержки ночного режима работы. Недавно подобный проект из-за низкой рентабельности свернул Балтинвестбанк.

Как рассказала «Ъ» директор по маркетингу Банка24. ру Ирина Буянова, решение о выходе сначала на питерский, а потом на московский рынки было принято в связи с тем, что в формате круглосуточного «живого» обслуживания клиентов в этих городах не работает ни одно из финансовых учреждений. Планируется, что летом нынешнего года откроется офис в Санкт-Петербурге (по словам госпожи Буяновой, банк уже приобрел здание на Набережной канала Грибоедова), а в Москве — в конце 2007 года. «Мы будем оказывать весь спектр банковских услуг: переводы, обмен валюты, погашение кредитов любых банков. Также в ночное время будут оказываться такие услуги, как открытие, закрытие счетов, вкладов, карточных счетов, — которые невозможно выполнить без операциониста», — рассказала госпожа Буянова.

В Банке 24. ру, который работает в Екатеринбурге в круглосуточном режиме с июня 2003 года, считают, что ночные услуги будут востребованы. «По статистике в ночное время каждые 5 минут в екатеринбургских офисах Банка24. ру совершается операция. Самая популярная услуга — погашение кредитов. Многие заемщики не успевают в рабочее время погасить кредит, а вечером банки уже закрыты», — рассказала госпожа Буянова.

ОАО «Банк24. ру» работает на финансовом рынке (Екатеринбург) с 1992 года. Ранее Банк назывался «Уралконтактбанк», с июня 2003 года сменил название на «Банк24. ру», с этого времени начал работать в круглосуточном режиме. Позиционирует себя как автоматизированный банк с круглосуточным обслуживанием клиентов и через Интернет-банк, и через операционистов. Основными акционерами являются представители менеджмента банка: председатель совета директоров Банка24. ру Борис Дьяконов (20%), председатель правления Сергей Лапшин (59, 472%). В 2006 году активы составили 4 млрд 644, 065 млн рублей, средства на счетах клиентов 3 млрд 689 тыс. рублей, прибыль до налогообложения 68, 178 млн рублей. Согласно финансовой отчетности Банка 24. ру, рост прибыли за 9 месяцев 2006 года к аналогичному периоду 2005 года составил 130%, а прибыль достигла 65 млн рублей.

Эксперты банковского сектора соглашаются, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге ниша круглосуточного «живого» обслуживания свободна. «Действительно, стратегия Банка 24. ру достаточно неординарна. Сейчас некоторые услуги большинства банков доступны в ночное время, но через систему Интернет-банкинга, которая становится все более популярной, или в круглосуточных автоматизированных банковских киосках. Но я не слышал о банках, которые бы предлагали круглосуточное «живое» обслуживание», — рассказал аналитик БКС Денис Мухин.

При этом участники рынка сомневаются, что проект Банка 24. ру будет успешным из-за высоких издержек. По их оценкам, екатеринбургскому банку только на открытие офиса в Санкт-Петербурге потребуется не менее $500 тыс. , в Москве эта сумма может быть больше в несколько раз. «Содержание полноценного офиса с персоналом будет обходиться банку дорого, при этом эффект от круглосуточной работы вряд ли будет достаточно сильным, чтобы окупить затраты. Кроме того, в ночное время фокус услуг, востребованных клиентами, сдвигается в сторону обслуживания счетов, а не продаж банковских продуктов, и банку выгоднее предлагать клиентам удаленные каналы доступа, так как многие операции по обслуживанию можно совершать без участия операциониста», — считает начальник управления развития каналов самообслуживания Альфа-Банка Владимир Урбанский. «Непонятно, на какую целевую аудиторию рассчитана круглосуточная работа банка, кому ночью может понадобиться открыть или закрыть счет?», — говорит аналитик ИК «Уралсиб» Наталья Майорова. В итоге, как считает аналитик БКС Денис Мухин, банк для повышения рентабельности и уменьшения затрат на ночное содержание персонала и офиса вынужден будет повышать ставки и комиссии на свои услуги. «А сейчас основным конкурентным преимуществом банка, наоборот, является понижение кредитных ставок», — добавил господин Урбанский.

Стоит отметить, что у питерских банкиров опыт круглосуточного «живого» обслуживания есть. В июле прошлого года Балтинвестбанк открыл офис, где в ночное время работал пункт обмена валюты и оказывались услуги по денежным переводам. В январе нынешнего года офис перешел на обычное время работы — до 20. 00 часов. Как рассказал начальник управления развития розничной сети Балтинвестбанка Сергей Вдовин, руководство банка сочло оправданным запускать круглосуточный офис лишь на летний период. «Операции обмена валюты и переводов в зимний и весенний период не востребованы. Летом эти услуги пользуются популярностью из-за большого числа туристов, зимой офис становится убыточным», — рассказал господин Вдовин.


Другие материалы по теме: