Руководители торговых центров Екатеринбурга: Арендаторы делятся на тех, кто читает договор аренды, и тех, кто подписывает его, не читая

29 марта 2007 (12:50)

Торговые центры Екатеринбурга, по мнению аналитиков, переходят на новый этап развития. Он характеризуется в том числе повышением заинтересованности в создании диалога между управляющей компанией и арендаторами. Одним из основных моментов взаимоотношений этих игроков является заключение договора. От качества данного документа во многом зависит дальнейшая бесконфликтная деятельность торговых операторов и ТЦ.

«Арендаторы делятся на 2 группы: те, кто читает договор, и те, кто подписывает его, не читая. Вторые, на мой взгляд, поступают правильно, потому что управляющая компания, как правило, серьезно работает над этим документом и по возможности учитывает интересы арендатора», — считает генеральный директор ТРЦ «Гринвич» Дмитрий Сарапульцев.

«Хочу особо отметить, что торговые центры заинтересованы в успешной работе арендаторов. Есть еще одна разновидность арендаторов, но их немного, не более 10%. Это компании, которые имеют свой собственный вариант договора», — отметил Д. Сарапульцев.

«Проблем, которые возникают у торгового центра и арендаторов, по моему опыту, в основном две: нежелание страховаться и неактивное участие в промоакциях ТЦ. Арендаторы, за исключением крупных сетей, не понимают, зачем нужно страховать свое помещение. Между тем это необходимо, причем страховка должна быть в пользу центра, потому что если по вине арендатора произойдет ЧП, то пострадает центр. В промоакциях многие арендаторы участвуют неохотно. Причем, если на словах удается достичь взаимопонимания, то на деле я зачастую сталкиваюсь с халатностью магазинов», — заявил Д. Сарапульцев.

По словам председателя Совета арендаторов Екатеринбурга Владимира Балябина, управляющие компании, как правило, действительно ответственно относятся к составлению договоров и операторам самостоятельно не имеет смысла глобально опротестовывать документы. Между тем, по мнению В. Балябина, система арендной платы для магазинов, расположенных в торговых центрах, должна быть более гибкой. Дело в том, что у всех арендаторов есть сезонные снижения продаж, стоимости товаров, в то время как у торговых центров такого явления нет. В результате арендатор, независимо от сезона, платит одну и ту же сумму за занимаемые площади. В Москве и Санкт-Петербурге эта проблема давно решена и в январе — феврале арендаторы традиционно платят меньше, чем в другие месяцы.

«К сожалению, в договоре все прописать не удается», — сообщил коммерческий директор УК ООО «Молл Менеджмент» Сергей Перевалов. По его словам, в частности, стоит проблема штрафов за нарушения внутреннего распорядка: за задержку открытия магазина в начале рабочего дня, за уборку, которую в помещениях нельзя проводить при посетителях. Между тем сложно соблюдать последнее условие при существующих погодных условиях.

По мнению председателя правления НП «Уральский Совет управляющих компаний и девелоперов» Алексея Караваева, инфраструктура торговых центров в России формировалась практически с нуля и участники рынка параллельно совершали одни и те же ошибки. В настоящее время уже наработан серьезный опыт, в частности появились юридические фирмы, которые оказывают помощь в составлении договоров. Однако есть нюансы, возникающие в ходе работы и требующие дополнительного обсуждения.


Другие материалы по теме: