«Капитал» и Елена Вишнева заметили, что «Спрос на рекламу растет»

3 февраля 2003 (11:33)

Аналитики советуют рекламодателям приготовиться к росту цен.

Рекламная индустрия в России ежегодно растет вопреки мировым тенденциям, которые говорят о спаде рекламного бизнеса. Объем российского рекламного рынка в 2002 г. по оценкам экспертов Российской ассоциации рекламных агентств возрос на 51% и составил $2,680 млн. Столь впечатляющие темпы роста рекламный бизнес демонстрирует уже третий год. Эксперты сходятся во мнении, что ежегодный рост рекламного рынка и его цен свидетельствует об устойчивом положении экономики.

Самый большой прирост рекламы, по словам креативного директора екатеринбургской компании «Exmedia» Светланы Владимировой, продемонстрировали в прошлом году нетрадиционные виды рекламы, такие, как промоушин акции, реклама на местах продаж и прочие нестандартные способы продвижения товаров и услуг. Промоушин на местах продаж стал особенно актуальным для производителей алкогольной продукции, считает директор компании «Фонтана пресс» Антон Солодов. Тенденции связаны с новыми ограничениями в законе о рекламе и с ростом цен на традиционные виды рекламы. По оценке специалиста рекламной группы «Пресс-сервис» Юрия Даутова, ежегодное увеличение цен на рекламном рынке Екатеринбурга составляет 30-35%. По его словам, рост стоимости рекламы, опережающий уровень инфляции, позволяет уровнять рынки спроса и предложения.

Основная доля рекламного рынка все же остается за телевидением. Тенденцией прошлого года стал активный рост телерекламы в регионах: процентное соотношение между рекламными бюджетами центральных и региональных каналов увеличилось. Так, если в 2001 г. из $510 млн центральные каналы «брали» $410 млн, оставляя региональщикам $100 млн, то в прошлом году из $900 млн лишь $710 млн составили бюджеты центральных каналов, а региональных – уже $190 млн. Несмотря на свои минусы, как дороговизна и ограниченность по времени, объем телерекламы увеличивается из года в год. В среднем рынок телевизионной рекламы Екатеринбурга в 2002г. по оценкам экспертов вырос на 30-35%. Примерно на столько же в Екатеринбурге подорожала стоимость телерекламы. На нее повлияла также смена сетевых партнеров на некоторых региональных каналах, которые совместили свои прайсы со столичными расценками на рекламу.

Наиболее крупные доли среди основных продавцов ТВ-рекламы в Екатеринбурге за 2002 г. занимают объединенная рекламная служба РТК и 41 канал, «Телец Видео интернешнл» и 10 канал. По данным компании «Exmedia» которая занимается оценкой регионального рынка, в десятку самых крупных рекламодателей 2002 г. по количеству выходов рекламы на телевидении в Екатеринбурге вошли транснациональные брэнды LG, Nivea и Orbit. Динамика объемов рекламного рынка опять же на ТВ в денежном выражении колебалась с начала 2002 г. с 15 тыс. руб. до 55 тыс. руб. к концу года. Как считают эксперты, рынок региональной рекламы будет увеличиваться. Местные телеканалы ждут прихода московских рекламодателей, поэтому увеличение их рекламного бюджета в этом году может составить 35-40%.

На рынке печатных изданий Екатеринбурга год прошел спокойно. С 2002 г. началось замедление темпов роста этого рынка. Исключением являются только монстры печатной рекламы, которые, как и прежде увеличивают свои тиражи. По-прежнему демонстрирует рост и рынок наружной рекламы. Кстати, по оценкам российской ассоциации количество щитов в России достигло 100 тысяч. Благодаря этому Россия заняла третье место в Европе, обойдя Францию по количеству щитов, однако по деньгам, вкладываемых в щитовую рекламу, стоит пока на 4-5 месте. В целом же Россия впервые вошла в десятку крупнейших европейских рекламных рынков, обогнав Польшу.

По оценкам экспертного совета ассоциации рекламных агентств, в 2003 г. медийная реклама может достичь показателей в $2,730 млн, в 2004-м – $3,430 млн, а в 2005 – $3,800 млн. Реклама будет расти, но темпы роста будут уменьшаться, составив по примерным оценкам 15-20% прироста, что станет очень хорошей тенденцией. Правда, рекламодателям такой прогноз ничего хорошего не обещает. Дело в том, что возможности для экстенсивного развития реклама постепенно исчерпывает. Поэтому по оценкам экспертов скоро рынок будет увеличиваться не благодаря увеличению количества рекламы, а исключительно за счет роста цен. Об очередном их увеличении можно будет судить в середине февраля, когда начнется сезон для екатеринбургских рекламистов. Сейчас после новогоднего затишья рекламное сообщество готовятся к ежегодной межрегиональной выставке «Мир Рекламы».


Другие материалы по теме: