«Подробности» и Ульяна Елфимова считают, что «Металлурги не прыгнут выше головы»

7 февраля 2003 (11:18)

Сегодня в области назрел конфликт между Ассоциацией металлургов России (АМРОС) и Горно-металлургическим профсоюзом (ГМП). Камнем преткновения стал размер зарплаты. Это и не удивительно, отраслевой социальный стандарт оплаты труда в 2002 году составлял 7,5 тысячи рублей на одного работника. Реально же большинство предприятий в лучшем случае осиливали 6 тысяч. Были, конечно же, исключения, к примеру, Синарский трубный завод, НТМК, Уралэлектромедь, которые практически дотянули до верхней планки, но это единицы, остальные плетутся в хвосте.

Понятно, что Горно-металлургический профсоюз, активно защищающий интересы рабочих, такая ситуация не устраивает. Сегодня, когда пришло время заключить тарифное соглашение с Ассоциацией металлургов, профсоюзные деятели решили выжать из работодателей максимум. Как рассказал «Подробностям» председатель Свердловского обкома ГМП Владимир Камский, сегодня промышленные предприятия вполне могут в течение 2003 года увеличить среднюю заработную плату без учета инфляции на 10 процентов.

Реакция работодателей Сегодня создается впечатление, что уральская металлургия — бездонный колодец с деньгами. Из этого источника черпает половину своих доходов областной бюджет. На выручку от продажи стали, алюминия, меди существуют больницы, спорткомплексы, детские сады. Но прыгнуть выше своей головы металлурги не могут.

была вполне предсказуемой. На днях в Верхней Пышме прошло заседание президиума Союза металлургов Свердловской области, где промышленники предоставили своим оппонентам кипы бумаг с цифрами, обосновывающими нереальность предложений профсоюзных лидеров.

По логике вещей рост зарплаты должен быть связан с ростом прибыли. А с прибылью в этом году явные проблемы. По словам министра металлургии Свердловской области Владимира Молчанова, в прошлом году предприятиям не удалось заработать больше, чем в предыдущем. Прогнозы на 2003 год также не очень радужные. Если в связи с военными действиями в Ираке резко вырастут цены на нефть, металл также может подорожать. Но как только военный конфликт закончится, российских промышленников ожидает резкий спад финансовой активности. К этому нужно быть морально готовыми.

В итоге, если АМРОС выполнит требования ГМП, то все до единого предприятия закончат год с убытками. Вряд ли это будет на руку представителям рабочих, которые больше потеряют, нежели получат. Профсоюзные лидеры согласились с этими аргументами, но решили поторговаться. Сначала речь шла о пятипроцентном росте, потом о трех процентах.

Но металлурги предпочитают не делать резких движений. Они взяли неделю на обдумывание этого вопроса. Хотя уже сейчас ясна их принципиальная позиция. Как рассказал «Подробностям» генеральный директор «УГМК-Холдинга» Андрей Козицын, «в данном случае лучше не оперировать точными цифрами. Их надо указывать в коллективных договорах предприятий, а отраслевые соглашения должны скорее задавать общие принципы социально-трудовых отношений, без каких-либо жестко фиксированных параметров».

В противном случае в Свердловской области может повториться ситуация, возникшая сейчас на «Норильском никеле». Там работодатели пообещали в начале 2002 года увеличить зарплату на пять процентов. В связи с некоторыми изменениями на рынке металла, с отменой налоговых льгот промышленникам не удалось сдержать свое слово. Это спровоцировало яростный протест у рабочих, которые начали голодовку. Свердловские металлурги надеются избежать подобного социального взрыва.

Видимо, в ближайшие несколько дней переговорный процесс возобновится. Обе стороны подготовят достойные аргументы и найдут компромисс. Ведь и металлурги, и профсоюзные деятели заинтересованы в том, чтобы тарифное соглашение было заключено как можно скорее, а коллективы промышленных предприятий, получив социальные гарантии, смогли спокойно работать.


Другие материалы по теме: