Константин Карякин: области нужна новая система управления

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил депутат областной думы Константин Карякин.

– Константин Викторович, Вы уже год в областной думе. Что Вам дала эта работа?

– Интересный вопрос. Работа в думе помогает прояснить для себя многое из того, что до этого было скрыто от понимания: тонкости региональной и федеральной политики, экономические вопросы.

– Как бы Вы охарактеризовали экономическое положение Свердловской области?

– На данный момент у Свердловской области неплохое экономическое положение. База нынешнего относительного благополучия была заложена ещё в годы первых пятилеток и при эвакуации заводов на восток во время войны. И базу эту во многом удалось сохранить, хотя сейчас она, конечно, уже сильно изношена и устарела на несколько десятилетий. Помогла набрать темпы развития экономики и девальвация рубля после кризиса 1998 года.

Но сейчас мы уже перешли рубеж, после которого все положительные эффекты прошлых лет окончательно исчерпали себя. В ряде отраслей, прежде всего – в цветной металлургии – мы достигли уровня производства 1991 года. Там уже не стоит ожидать высоких темпов роста. Как не стоит их ожидать в черной металлургии. После обвала цен на нефть сильно пошатнутся дела у трубников, прежде всего на Синарском трубном заводе.

– Есть ли выход из такой ситуации?

– Магистральным направлением должно стать развитие промышленности высоких переделов. Мы должны перестать быть сырьевым придатком, оставаясь на стадии изготовления чушек из алюминия или чугуна. Но на этом пути мы сталкиваемся с проблемой инвестиций. Сегодня никто не скрывает, что области необходимы десятки миллиардов долларов. Такие деньги можно взять только на Западе. Хотим мы того, или нет, мы пришли к ситуации, когда внутренние ресурсы оказываются совершенно недостаточными.

В такой ситуации у промышленных предприятий остается только два пути. Первый – развитие ФПГ за счет внутренних ресурсов. По этому пути сейчас идут СУАЛ-Холдинг и Трубная Металлургическая Компания. Они вкладывают прибыль в самих себя. Это абсолютно нормальный, закономерный путь.

Другой путь – привлечение инвестиций из-за рубежа. И здесь многое зависит от государственной власти. Инвестиции вкладываются при соблюдении очень многих условий. Во-первых, это наличие производства, привлекательного для инвесторов. Без этого, конечно же, речи об инвестициях быть не может. Во-вторых, это политическая стабильность. Конечно, определяющей является позиция Москвы, однако и от региональных властей зависит очень многое. Если говорить о политической стабильности в стране мы можем, то политическая стабильность в Свердловской области находится под большим вопросом.

Мы столкнулись с тем, что сейчас, для более динамичного развития нам необходимы серьезнейшие структурные изменения в схеме регионального управления. Громозд-кий управленческий аппарат правительства и администрации губернатора требует упрощения. Региону требуется управление на уровне грамотного менеджера, а не на уровне сотрудников ЦК КПСС, образца семидесятых годов или советского строительного треста. Давать благополучные ежемесячные отчеты перед журналистами, или раз в полгода докладывать то же самое областной думе – мне кажется, что это не та форма управления областью, которой требуют экономические реалии сегодняшнего дня.

– Что мешает инвестировать в Свердловскую область?

– Во-первых, и это не только мое мнение, существуют серьёзные пробелы в региональном законодательстве. Хотя сейчас, когда верховенство федеральных законов настолько жесткое, что региональные законы во многом теряют какой-то смысл, этот фактор перестаёт быть определяющим.

Второе – это сложившаяся местная система бюрократии, с которой вынужден сталкиваться каждый инвестор, желающий вкладывать в Свердловскую область. Эта система, которая формировалась десятилетиями, относится к инвестору достаточно просто: она начинает тянуть с него деньги. Если инвестор приходит в Свердловскую область, то он сразу же должен вложить определенные, и весьма немалые, средства в очередной предвыборный проект областных властей. Конечно, этот проект будет красивым, социально значимым и нужным области, как, например, кардиоцентр или Дворец игровых видов спорта. Но для инвестора это фактически означает вступительный взнос за право вкладывать в уральскую экономику. И нет ничего удивительного, что многие инвесторы отказываются покупать столь сомнительную привилегию, как помощь нам в модернизации нашей же промышленности.

В-третьих, в области регулярно возникает ситуация недопонимания между властью и бизнесом. Наша власть постоянно пытается поднимать вопрос о пересмотре итогов приватизации. Имущественные скандалы, подобные тому, что имел место на «Альстом-СМЗ», приутихли только в последнее время, да и то только в связи с ростом негативного общественного мнения относительно свердловской областной власти, причем как в нашей стране, так и за рубежом. Тем не менее, ситуация с постоянным вмешательством администрации губернатора и правительства области в имущественные отношения не может способствовать притоку иностранных инвестиций.

– Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять для исправления ситуации?

– Для этого нужно, в первую очередь, четко определить, что такое государственная власть, и каковы её функции и полномочия, причем на всех её уровнях. Понятно, что если завод не платит налоги, задерживает зарплату рабочим, имеет долги, то региональные власти должны вмешаться с тем, чтобы навести порядок. Но недопустимой является ситуация, в которой чиновники правительства области или администрации губернатора по собственному произволу могут решать судьбу эффективно работающих предприятий, например, по политическим соображениям выкинуть из области УГМК и позвать на его место «Интерросс». Так быть не может.

Диктат со стороны государства, который имел место все эти годы, реализуется командой действующего губернатора по примерно следующей формуле: вы нас финансово обеспечиваете, оплачиваете наши выборы, платите налоги, осуществляете социальные программы, за что губернатор позволяет вам управлять вашими же предприятиями. При этом предприятия очень часто оказываются в ситуации невыгодной экономически, и, в последнее время начинают прямо заявлять об этом, используя, в том числе, и политические рычаги влияния. Но вместо поиска компромисса, власти области пытаются решить проблему путем диктата, какого-то административного воздействия на руководителей ФПГ.

При такой политике со стороны администрации губернатора и правительства области мы неизбежно должны были прийти к той ситуации, которая возникла сейчас. Руководители крупнейших предприятий региона просто не понимают предназначения многих, если не сказать – большинства министерств правительства Свердловской области. В области существует алюминиевый холдинг с собственным правлением – фактически, это министерство по алюминию. Есть трубный холдинг – это министерство по трубной промышленности. И в этой ситуации совершенно непонятно, чем занимается Министерство металлургии, возглавляемое Владимиром Молчановым? Зачем оно нужно промышленникам? На этот вопрос ответить никто не может.

В принципе, по большому счету, система управления, которая была построена в годы правления Эдуарда Росселя, себя изжила. Это была система переходного периода между советским строем и нынешней Россией. Но этот период закончился уже несколько лет назад. И хотя сложно сказать, какой будет экономика завтра, уже совершенно очевидно, что не такой, как вчера. Столь же очевидно, что система, построенная для управления вчерашней экономикой, не будет эффективной в будущем. Впрочем, она уже неэффективна.

Эти противоречия между экономикой, производством, политикой, и системой управления, порождают существующее политическое противостояние.

– И кто же, грубо говоря, виноват?

– Можно сказать, что мешает вся система, не приспособленная для работы в новых экономических условиях.

Если говорить экономическими терминами, то виновата схема менеджмента. Менеджмент, осуществляемый администрацией губернатора Росселя, просто неэффективен. Он мешает области развиваться. Раздутый штат правительства и, особенно, администрации губернатора, неприятие любых экономических инициатив со стороны депутатов областной думы и промышленных элит области – все это негативно сказывается на экономике, да и на доверии к власти. Сейчас поощряется только одна инициатива – сдавать деньги в предвыборный фонд и на реализацию «губернаторских проектов». Плюс – уплата налогов.

Одним из следствий этой системы является отсутствие свободной конкуренции, практически во всех сферах. Например, в городе невозможно построить дом: все земля роздана и распределена на многие десятилетия вперед. И надо понимать, что бизнес, в том числе – и иностранные инвесторы, заинтересован в двух вещах: в общей стабильности и исчезновении этой порочной системы.

– Каковы особенности подхода к управлению бизнесом, характерного для действующей администрации области?

– На мой взгляд, отношения губернатора со всеми ФПГ области должны быть ровными и деловыми. На данный момент в бизнесе, по большому счету, остались только профессионалы. И строить отношения с ними необходимо на профессиональной основе.

У нас же в области преобладает совершенно другая система. Тот олигарх, который дает деньги власти, в том числе – и на удовлетворение её частных интересов, на те же выборы, к примеру – заносится в список «дружественных», тот, кто отказывает в деньгах или настраивает депутатов против закона, который ограничивает права муниципалитетов, становится олигархом враждебным. Такая обстановка недопустима.

– Каковы Ваши прогнозы на экономическое будущее Свердловской области?

– Думаю, административные барьеры, стоящие на пути развития экономики Уральского региона так или иначе будут сняты, и экономические процессы войдут в свое естественное русло. Хотя, возможно, для этого должна произойти полная реструктуризация системы областной власти. Остается только надеяться, что это произойдет как можно раньше.

Беседовал Максим Сусоев.


Другие материалы по теме: