«Капитал» и Татьяна Призова считают, что «Рекламный рынок будет следить за собой если в закон о рекламе внесут изменения»

25 июня 2003 (11:34)

Федеральный закон «О рекламе» в скором будущем может претерпеть серьезные изменения. Как один из вариантов изменений чиновники рассматривают образование саморегулируемой организации.

В ныне существующем виде закон не устраивает ни рекламодателей, ни производителей рекламной продукции, ни потребителей, ни Министерство по антимонопольной политике. Законопроект «О внесении дополнений в Федеральный закон «О рекламе» предусматривает введение новых положений, определяющих состав обязательных сведений и порядок их предоставления в рекламе, осуществляемой при дистанционных продажах. Законопроект устанавливает обязанность рекламодателей и рекламопроизводителей информировать рекламораспространителя о наименовании и фактическом адресе производителя, исполнителя, продавца рекламируемого товара. В случае отсутствия в рекламе, осуществляемой при дистанционных продажах, информации о наименовании и фактическом адресе производителя, исполнителя, продавца рекламируемого товара или несоответствии ее действительности, потребитель вправе предъявить претензии в отношении качества приобретенного на основе рекламы товара непосредственно к рекламораспространителю.

Накануне в комитете Госдумы по экономической политике обсуждалась концепция нового закона. Инициаторы изменений, в числе которых и представители власти, и участники рекламного рынка, пришли к единому мнению, что нововведения необходимы. Сейчас рекламный рынок еще нельзя назвать окончательно сформированным, все работают, кто во что горазд. Чтобы прекратить лоббирование интересов отдельных участников рынка, сделать рекламу по-настоящему привлекательной для потребителя и упорядочить финансовый поток в бюджет со стороны рекламистов, и было за думано реформирование закона о рекламе. «Чем больше препонов стоит перед рекламщиками - тем меньше у потребителя шансов на хорошую, качественную рекламу. От плохой рекламы они не спасут... Нужен список норм - и он существует. Нужна организация, регулирующая деятельность рекламщиков, - и она тоже есть. Но никому не нужен абсурд - дополнительные препятствия, которые наверняка возникнут», - заявляют сами рекламщики.

Главные претензии к действующему закону состоят в том, что формулировки его неточны, а положения, касающиеся рекламного продукта, находятся в разных законах. Таким образом, МАП поставил целью создать единый закон о рекламе, не допускающий разных трактовок и исключающий всевозможные споры, в том числе и судебные.

МАП считает, что наиболее уязвима наружная реклама. Из-за недоработок в законе МАП столкнулся с тем, что органы местного самоуправления вторгаются в сферу регулирования вопросов содержания рекламной информации. В частности, в Уральском регионе самым показательным примером можно назвать инициативу Тюменской области, где был введен запрет на рекламу алкоголя и сигарет. Кстати, примечательно, что сами производители рекламы полагают, что стоит прекратить довольно агрессивное продвижение табачных изделий.

Один из вариантов упорядочения отношений на рекламном рынке – саморегулирование по западному образцу. Например, в США законодательные положения о рекламе возникли в дополнение к достаточно жестким правилам саморегулирования, и базовый закон о рекламе оказался ненужным. Европейская система, по мнению специалистов, также продемонстрировала, что законодательные запреты неэффективны. Особенно в борьбе за этичность рекламы. «О том, что реклама может быть неэтичной, должен думать рекламодатель, а не производитель. «Немиров», рекламирующийся на центральных каналах, – насмешка над МАП», - считает директор рекламной группы «XXI век» Андрей Гашилов. Есть МАП, который занимается контролем за подобными вещами. Прецеденты возникают, но рынок Екатеринбурга, склонны полагать местные рекламисты, не настолько велик, чтобы невозможно было отследить отдельные случаи «перехода границы».

Представителей рекламных агентств закон также не устраивает, но при этом рекламисты имеют свой взгляд на проблему. «Не совсем понятно, для чего нужна такая система саморегулирования, - высказал недоумение директор рекламной группы «XXI век». – Не надо ничего усложнять. Все должно быть просто и понятно: есть рекламисты, есть орган, который следит за соблюдением законов. Как показывает практика, такие организации – еще одно поле для лоббирования и коррупции». Руководитель рекламной компании считает, что создание саморегулируемой организации просто кому-то выгодно и повлечет за собой дополнительные сложности для производителей рекламной продукции. «Все благие цели, как правило, значатся только на бумаге, а все, что нужно ввести, это четкие правила игры на рынке», - полагает Андрей Гашилов. «Саморегулируемая организация - это миф. Если ее создадут - это будет орган, который ничего не решает. Еще один клуб рекламщиков - и, скорее всего, сборище дилетантов, ищущих малейшую зацепку для оправдания своей работы. Саморегуляция происходит на неформальном уровне, как бы сама собой», - уверены производители рекламной продукции. - Кто будет финансировать предполагаемую организацию? Ни одна коммерческая организация на это не пойдет - зачем платить за дамоклов меч над собственной головой?»

Участники рынка придерживаются мнения, что даже сегодня креативное сознание участников рынка позволяет обойти законы всеми возможными и невозможными способами. Если будет создана организация непосредственно из рекламистов, то эта задача может еще упроститься. «Конечно, то, что некая организация не может быть создана или не сможет функционировать, - еще не значит, что она не нужна. Вполне реально работать без комитетов, структур, организаций, ведомств и секций, если придерживаться профессиональной этики», - считают участники рынка.

Реклама многогранна - она призвана манипулировать, это ее цель. Изобретаются новые средства, новые «ходы» - то, что они непонятны, не говорит об их незаконности. Нельзя лишить людей возможности изобретать - иначе они изобретут возможность обойти «нельзя». Бывает, рекламные производители перегибают палку. Это цена, которую потребитель платит за полезную информацию, за то, чтобы почитать интересную газету, послушать радио. Такого мнения придерживаются сами рекламисты.


Другие материалы по теме: