«Ведомости»: Рекламный бум в России кончился

24 июля 2003 (13:13)

Как сообщает газета «Ведомости», бурный рост рекламного рынка замедлился. Вчера Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА) обнародовала итоги развития индустрии за полгода. В течение этого срока рынок вырос только на 30% , и это самый низкий показатель за последние четыре года. Рекламодатели объясняют, что перестают наращивать расходы из-за того, что замедляются продажи потребительских товаров.


С 1999 г. отечественный рекламный рынок переживал настоящий бум. Согласно оценкам экспертов РАРА, в прошлом году оборот российского рекламного рынка превысил 2,6 млрд. долларов, рост рынка составил 52%. За год до этого рекламодатели увеличили свои расходы на 54% , а в 2000 г. рекламный рынок вырос примерно на 80%.


Вчера в ходе заседания эксперты РАРА – представители крупнейших рекламных и маркетинговых агентств, среди которых «Видео Интернешнл», Gallup AdFact, «Эспар Аналитик», – обсудили ситуацию на рекламном рынке и пришли к выводу, что темпы роста рынка замедляются. По данным РАРА, в январе – июне нынешнего года рекламодатели потратили около $1,180 млрд., а рост рынка по отношению к тому же периоду прошлого года составил только 32%.


Одним из самых динамично растущих СМИ остается телевидение. Именно на телевизионных каналах рекламодатели потратили больше всего средств – около $550 млн. При этом по итогам полугодия рост рекламных доходов на TV составил около 38%. Темпы роста в наружной рекламе составили 32% , на радио и в прессе – 24 – 25%. Причем доходы газет были лишь на 16% больше, чем в тот же период прошлого года.


Обнародованные экспертные данные не стали сюрпризом для компаний-рекламодателей.


Евстафьев из РАРА не считает замедление темпов роста российской рекламы чрезвычайным событием. В течение трех последних лет мировой рекламный рынок переживает кризис, а многие ведущие рекламные сети сталкиваются с падением оборотов. В России в этом году несмотря ни на что наблюдается существенный рост. Кроме того, благодаря парламентским выборам и традиционно высоким расходам рекламодателей в конце года российский рекламный рынок все же преодолеет барьер в $4 млрд. надеется глава РАРА.


Тагиев из Gallup менее оптимистичен. «Происходящее свидетельствует об одном: в ближайшие несколько лет ситуация на российском рекламном рынке упорядочится и рост ограничится несколькими процентами в год», – уверен эксперт.


По мнению директора Продакшн Хауз «Игрек» (Екатеринбург) Владимира Касюкова, «реклама на телевидении сейчас – это, прежде всего, реклама брэндов, и в данной нише главная проблема Уральского региона – их нехватка».


«Во-вторых, – по словам В. Касюкова, – сейчас наблюдается дробление местных рекламодателей, которые пытаются начать вести федеральную кампанию не завершив региональную и не имея для этого должных средств, бюджеты в результате зависают, это отражается и на работе региональных агентств. В целом, в Екатеринбурге, в агентствах, работающих со средними и мелкими рекламодателями, действительно наблюдается спад роста рекламных доходов. У групп, работающих в Свердловской области с такими известными брэндами, как, например, концерн «Калина» или птицефабрика «Первоуральская», особого всплеска рекламной активности и в тоже время «провисания» не наблюдается».


Другие материалы по теме: