«Фонд обманутых акционеров Уралинвестэнерго» – черная PR-технология

26 июля 2004 (10:48)

Акции так называемого «Фонда обманутых акционеров Уралинвестэнерго» – это пиар-акции, направленные на дискредитацию имиджа компании и входящих в нее предприятий. К такому выводу приходят эксперты в области технологий по связям с общественностью, анализируя кампанию «Фонда».


Напомним, что на протяжении нескольких недель группы граждан, называющих себя «миноритарными акционерами» Промышленной группы «Уралинвестэнерго» ежедневно пикетируют офис компании. Одновременно на территории Екатеринбурга размещаются биллборды, дискредитирующие руководство компании, производится распространение листовок с аналогичным содержанием, в средствах массовой информации от имени «фонда» размещаются порочащие корпорацию материалы, актам вандализма подвергаются дома, в которых живут менеджеры «Уралинвестэнерго».


Сами представители «Фонда» утверждают, что представляют интересы большого числа «миноритарных акционеров» компании, являющихся физическими лицами. Между тем эксперты в области связей с общественностью полагают, что данные акции являются частью PR-кампании по дискредитации ПГ «Уралинвестэнерго», предпринимаемой в интересах двух определенных акционеров компании.


Комментируя действия «Фонда», политтехнолог Лев Кощеев заявил УрБК: «Если под «черным пиаром» понимать ряд мероприятий, направленных на дискредитацию того или иного субъекта, то кампания, которая ведется сейчас против Промышленной группы «Уралинвестэнерго», безусловно, является «черными пиаром».


«Подобные технологии часто используются в политическом «пиаре» и, конкретно, в предвыборных кампаниях. В этой отрасли подобные методы, что называется, в порядке вещей, а используемые приемы можно характеризовать как стандартные. В то же время в сфере коммерческого пира подобные методы ведения дел традиционно считались неэффективными, и потому не использовались. Не думаю, что применение подобных «технологий» окажется эффективным и в данном конкретном случае. Тем более, что не до конца понятно, каких целей пытаются достичь заказчики кампании», – отметил политолог.


«С профессиональной точки зрения, в любой конфликтной ситуации нужно сохранять корректные отношения, некоторые конфликтные вопросы нужно решать в спокойной обстановке. И выставлять все проблемы на обозрение публики и устраивать спектакли не нужно», – заявил Л. Кощеев.


«Против Промышленной группы «Уралинвестэнерго» началась информационная война, и вопрос состоит в том, насколько она будет длительной, и какие силы будут вложены в данную кампанию. То, что сейчас происходит - это попытка создания определенного общественного мнения», - заявил УрБК президент PR-агентства «Прок-Вариант» Михаил Коробельников.
«Эта PR-кампания направлена на то, чтобы подорвать репутацию Промышленной группы. Причина ее – конкурентная борьба за акции компании. PR-мероприятия в данном случае – это один из используемых в данной борьбе приемов», - считает М. Коробельников.


«Такие методы, как размещение биллбордов с порочащими надписями, проведение массовых пикетов, обычно имеют место не столько в экономической, сколько в политической жизни Урала. В экономике подобные методы присутствуют редко. Хотя можно вспомнить о схожих акциях, сопровождавших захваты «Серовского металлургического комбината» и «Качканарского ГОКа», имевшие место несколько лет назад», – отметил он.
«Если говорить с точки зрения корпоративной этики, то, на мой взгляд, вопрос о том, является ли данная акция допустимой, порочит ли она ПГ «Уралинвестэнерго», необходимо решать через суд: статью за клевету и оскорблении чести и достоинства еще никто не отменял. Кроме того, с таким вопросом следует обратиться к заказчику, который санкционировал эту кампанию», – заключил президент PR-агентства.


«То, что все действия, направленные на дискредитацию ПГ «Уралинвестэнерго», спланированы не вызывает никакого сомнения. Однако, как я считаю, ведущаяся кампания неэффективна», – заявил УрБК директор PR-агентства «Ньютон» Алексей Глазырин, комментируя действия так называемого «Фонда обманутых акционеров Уралинвестэнерго».


«Размещенные биллборды, реклама на световых экранах, массовые пикеты привлекают внимание в первую очередь массовой общественности. Но широкой публике суть конфликта акционеров промышленной группы не ясна и не известна. Общее впечатление можно сформулировать, что «кто-то кого-то кинул и теперь парни между собою разбираются». Как мне кажется, целевая аудитория ведущейся кампании иная - государственные чиновники и деловые партнеры промышленной группы. Думаю, что можно было найти более эффективные ходы для отстаивания своих интересов».


«Подобные акции чаще всего проводятся в рамках предвыборных кампаний, для экономической сферы они мало эффективны. Хотя на российском уровне можно вспомнить публичные конфликты, связанные в контролем над предприятиями целлюлозно-бумажной, алюминиевой отраслей и в энергетике», – прокомментировал Алексей Глазырин.


«С экономической точки зрения Андрей Ахтямов проигрывает своим конкурентам, и пытается создать «паритет сил» с помощью методов информационного воздействия, с помощью PR-кампании», – заявил УрБК политолог Илья Горфинкель, комментируя действия так называемого «Фонда обманутых акционеров Уралинвестэнерго».


«Акции «фонда обманутых акционеров» можно рассматривать как «черный PR», хотя, вполне возможно, что заказчики акций считают их средством борьбы за свои права, что касается технологической стороны PR-кампании, то ничего особенного в ней нет. Я бы сказал, обыкновенная, одинарная PR-кампания. Такие акции, как проведение массовых пикетов, расклейка листовок, установка щитовой рекламы – это достаточно стандартные методы ведения подобных кампаний», – отметил И. Горфинкель.


Другие материалы по теме: