Операторы рекламного рынка оценивают принятые поправки к закону «О рекламе»

27 августа 2004 (11:21)

На днях Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в ст. 16 закона «О рекламе», касающихся введения ограничений на рекламу пива и алкогольных напитков. Закон был принят Государственной думой 05.08.2004 г. и одобрен Советом Федерации 08.08.2004 г.


Союз пивоваров России еще не смог полностью определить последствия таких ограничений. Но рынок продаж пива может кардинально измениться. Вплоть до того, что некоторые марки пива исчезнут уже в текущем году.


Напомним, что с инициативой ограничения рекламы пива еще весной выступили депутаты Госдумы. Производители самого массового алкогольного напитка сразу же назвали эти предложения «драконовскими». Запретов в закон «О рекламе» действительно вносится очень много. Телеканалы имеют право рекламировать пиво только ночью с 22 часов до 7 утра. Без каких бы то ни было исключений. Газетам и журналам нельзя размещать такую рекламу на первой и последней полосе. Изданиям со спортивной, детско-юношеской и оздоровительной тематикой «пивные образы» запрещены совсем. Зарабатывать на рекламе напитка не смогут учреждения культуры, спорта и санаторно-курортные учреждения.


Кроме того, в рекламных роликах запрещается использовать образы людей и животных, а также помещать информацию о том, что употребление пива может привести к спортивному или общественному успеху. При этом как минимум 10% рекламного времени или рекламной площади должно отводиться под предостережение потенциальных покупателей о том, что пиво губит здоровье людей.


Все вышеперечисленные запреты, получившие силу закона, отразятся не только на доходах СМИ из-за сокращения поступлений от производителей пива. «Последствия могут оказаться разрушительными для всего рынка производства и продажи пива и просчитать их полностью пока невозможно», – заявил заместитель руководителя исполнительного секретариата Союза пивоваров РФ Александр Троицкий.


Не понятна судьба долгосрочных рекламных контрактов. Отметим, что производители пива сегодня спонсируют футбольную и хоккейную лиги России, примерно 70% спортивных трансляций. Союз пивоваров только готовит аналитический отчет о последствиях новых поправок к закону. Между тем через 10 дней после их публикации новая редакция закона «О рекламе» уже вступит в силу и станет причиной бесчисленных судебных разбирательств. Возможно «судить пиво» начнут уже 5 сентября.


Между тем, и мнения операторов рекламного рынка Свердловской области также неоднозначны.


«На рекламном бизнесе поправки в законе «О рекламе» не отразятся, так как реклама пивной продукции составляет всего лишь 10 – 12% от всего объема федеральной рекламы. «Дыр» в «prime time» не будет, они быстро заполнятся рекламой других товаров и услуг.


Что же касается рекламодателей, они пострадают лишь временно, пока не будут найдены новые схемы, например, реклама пива будет уходить в сторону предметного мира, хотя потеряет сторону эмоциональную», – комментирует ограничение рекламы пива на телевидении директор Production House «Игрек» Владимир Касюков.


«Ограничения в этой сфере, конечно, были необходимы, нельзя, чтобы такую рекламу видели дети, например. От рекламы пива народ не спивается. Меры глупые, по сути. Это неизбежное состояние дел в России, отражающее депутатские мозги, происходящее, наш менталитет», – считает директор Production House «Игрек» В. Касюков.


В то же время генеральный директор телекомпании АТН Олег Ракович выразил негативное отношение к недавно принятым поправкам к закону «О рекламе», ограничивающим рекламу пивной продукции на ТВ. По его словам, в Великобритании увеличение количества рекламы пива не приводит к увеличению употребления этой продукции. «У нас данные поправки приведут к оттоку бюджетов с телевидения, к сокращению рекламного рынка, хотя рекламы пива не станет меньше. Рекламодатели будут восполнять пробелы за счет наружной рекламы, реклам на местах, на радио. Я не считаю, что пить пиво полезно, но это бизнес», – сообщил О. Ракович.


Генеральный директор РГ «Телец Видео Интернэшнл» Артем Дрыгант в эксклюзивном интервью УрБК заявил, что новые поправки к закону «О рекламе», конечно же, имеют важное значение. «Мы не можем отрицать тот факт, что реклама пива ведёт к тому, что его стали больше пить. Реклама, особенно на телевидении, работает и, несомненно, имеет влияние на выбор потребителей», – заявил А. Дрыгант.


«Как коммерсанты, можем сказать одно: рекламы пива меньше не станет, просто бюджеты, которые распределялись в том числе на ТВ, перейдут на другие виды рекламы. Уже сейчас есть данные что затраты на наружную рекламу у пивных компаний вырастут вдвое. Но то, что эта ситуация сохранится – не факт. Мы будем искать новые формы подачи информации. Если вспомнить, то это далеко не первое ограничение на рекламу алкоголя законодательством и каждый раз ситуация решалась, рождались новые интересные идеи. Так же будет и в этом случае», – сообщил А. Дрыгант.


Другие материалы по теме: