«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Сусоров: «Вкусная. Здоровая. Своя»

16 декабря 2004 (13:04)

Такая пищевая продукция поможет не только продлить жизнь горожанам, но и укрепить экономику города

С давних пор известна пословица: «Человек есть то, что он ест». Всего за 20 лет, прошедших с начала преобразований в нашей стране, потребители увидели множество ликов товарного рынка — от пуританской скудости ассортимента до полной пустоты прилавков, а затем продуктовый дождь импорта, едва не утопивший отечественную пищевую индустрию.

Конкурент не дремлет

Но вот вроде бы ситуация вышла из пике. Сегодня многие пришли к выводу, что наши продукты не только вкуснее западных аналогов, не только более экологичны, но и более выгодны как для кошелька покупателя, так и для государственной казны. Однако значит ли это, что можно успокоиться и оставить потребительский рынок на том уровне развития, на котором он сейчас находится? Отнюдь. Ведь сфера продуктовой торговли и пищепрома — одна из самых горячих зон конкуренции, и стоит нашим производителям на секунду расслабиться, как их нишу моментально займут расторопные «братья по бизнесу» из-за рубежа или из других регионов России. Именно поэтому администрация Екатеринбурга разработала и представила вчера на рассмотрение Программного совета при главе города новый стратегический проект «Производство качественных продовольственных товаров — здоровый образ жизни горожан». Первую скрипку в разработке проекта сыграл комитет по товарному рынку администрации Екатеринбурга, но свою лепту внесли и Институт экономики УрО РАН, и сами предприятия пищевой промышленности уральской столицы.

Пищепром на пороге перемен

По словам одного из авторов проекта, председателя комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Елены Чернышёвой, для реформ в этой области существует солидная база: 19 крупных предприятий пищепрома и порядка б'О малых. Это

не только гигантский объём выпускаемой продукции — 620 тысяч тонн в год, но и 15 тысяч рабочих мест, и 14% налоговых поступлений в бюджет города.

- В то же время из-за высокого уровня конкуренции местная продукция в торговой сети города по некоторым позициям представлена недостаточно широко: от 5 до 20%, — подчеркнула Елена Чернышёва. — Недостаточно широк ассортимент продуктов питания, практически отсутствует производство полуфабрикатов, консервированная продукция, продукты глубокой заморозки.

Чтобы совершить рывок в направлении международных стандартов качества и успешно противостоять конкурентам, нашему пищепрому надо повысить технический и технологический уровень производства, внедрить самые современные системы управления качеством и системы контроля выпуска безопасной продукции. Параллельно следует расширить ассортимент выпускаемых товаров, а также улучшить качество и дизайн упаковки. Кроме того, не обойтись и без интеграции предприятий различного профиля -производителей сырья, оборудования, упаковки и переработчиков. Нужны и новые внутригородские торговые сети, и расширение числа фирменных магазинов. Всё это позволит не только укрепить на рынке позиции екатеринбургских предприятий, но и сохранить старые и создать новые рабочие места, увеличить поступления в городской бюджет.

Накормим себя сами?

Способов решения этих задач существует как минимум три. Конечно, можно пойти по самому «лёгкому» пути: наполнить полки магазинов за счёт ввоза товаров из других регионов, что очень быстро превратит Екатеринбург в торговую «Мекку», но... Этот путь чреват множеством неприятных последствий: банкротством местных предприятий, ростом уровня безработицы и снижением уровня доходов населения. Второй путь — можно решить проблему силами уже существующих предприятий пищепрома...

Есть и третий путь — модернизировать местное производство и довести долю товаров пищевой промышленности, выпускаемой в Екатеринбурге, до 30%. Это даст сразу несколько плюсов: прирост качества и конкурентоспособности местной продукции, создание условий для формирования здорового образа жизни горожан и дальнейшее расширение рынка сбыта товаров. Кроме того, этот вариант позволит пищепрому Екатеринбурга быстрее и более безболезненно встроиться в общемировую систему производства продуктовых товаров, когда Россия войдёт в ВТО. На этом пути существует всего одна загвоздка — финансирование. Но, по словам Елены Чернышёвой, к 2015 году в эту отрасль будет инвестировано, по предварительным подсчётам, порядка 475 миллионов рублей.

Комментарий: Долой успокоение!

Глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий:

— Проект интересный, и стоимость решения — 475 миллионов — это, конечно, хорошо, но если только это осознанная цифра. Меня смущает, что в проекте делается упор на действующие предприятия, в то время как в последние годы в Екатеринбурге появилось много молодых производств, не отягощённых устаревшими фондами и гигантскими накладными расходами. На некоторых крупных предприятиях пищепрома Екатеринбурга в последнее время наметился явный регресс: они стали выпускать продукцию, уступающую по вкусовым качествам даже тому, что они производили несколько лет назад. И хотя ситуация у нас в пищевой промышленности более благополучная по сравнению с тем же машиностроением, наша задача сегодня — отбросить чувство успокоения, чтобы не потерять завоёванные позиции.


Другие материалы по теме: