«Известия»: Пострадавшие туристы, отдыхавшие в странах Юго-Восточной Азии, могут потребовать от туркомпаний возмещения убытков

30 декабря 2004 (12:02)

Более 1.700 российских туристов оказались в зоне бедствия в Юго-Восточной Азии. В эти дни они узнали, что такое форс-мажор, или препятствие непреодолимой силы. Прикрываясь форс-мажором, записанным в контракт, многие турфирмы бросили своих туристов на произвол судьбы. Однако, как выяснили «Известия», пострадавшие все же могут потребовать от туркомпаний возмещения убытков. Иски не грозят только тем фирмам, которые сделали все возможное, чтобы помочь клиентам. Те же, кто умыл руки, могут проиграть в суде и разориться. Банкротство грозит и тем, кто только собирался отправить туристов в Юго-Восточную Азию. Во вторник начался массовый отказ от новогодних поездок, что грозит переделом туристического рынка.

Точных данных о том, сколько российских туристов оказалось в зоне бедствия, не знает никто. Туркомпании приводят только примерные цифры. Так, на острове Пхукет в Таиланде отдыхали от 700 до 1.000 человек, на Мальдивах 450, а в Шри-Ланке - 250. Часть из них до сих пор не могут найти.

«C возвратом денег за дни, в которые клиент не получил полноценного отдыха, ситуация сложная, - заявил директор юридического агентства «Персона Грата», специализирующегося на разрешении споров в сфере туризма Георгий Мохов. – С одной стороны, закон «О защите прав потребителей» говорит, что продавец освобождается от ответственности за неисполнение обязательств, если докажет, что оно произошло вследствие непреодолимой силы. Стихийные бедствия относятся именно к таким обстоятельствам. Однако есть и Гражданский кодекс, в котором говорится, что «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств, оно приняло все меры для надлежащего их исполнения». Это значит, что от возможных исков со стороны жертв стихии могут быть освобождены только те агентства, которые не бросили своих клиентов на произвол судьбы. Те же, кто, уповая на то, что их защитит положение о «непреодолимой силе», умыли руки, могут в итоге проиграть в суде по искам своих клиентов. Тем более что суды чаще становятся на сторону граждан, а не юридических лиц.

Таким образом, под удар в основном попадут небольшие туркомпании, которые не могут себе позволить дополнительные расходы. Но юристы говорят, что даже если жертвы цунами и не будут ничего требовать, многим туроператорам все равно придется несладко. Ведь есть и другая пострадавшая категория граждан - они еще не успели улететь в Таиланд, но турпутевки оплатили. Если еще в понедельник никто не хотел отказываться от своих турпутевок, то вчера, как выяснили «Известия», в туркомпаниях буквально выстроились очереди «отказников». Чартерные рейсы на Пхукет и прилегающие острова, которые серьезно пострадали от стихийного бедствия, а также на Мальдивы и в Шри-Ланку, отменены.

Взамен туристам предлагают альтернативные варианты. И лучше соглашаться, говорит Мохов, ведь вернуть стоимость путевки практически невозможно. Но если туркомпания ничего не может предложить взамен - это повод для иска. «Многим из мелких и средних компаний грозит разорение из-за исков, которые могут быть удовлетворены судами. Стремясь выиграть время, чтобы сориентироваться в непростой ситуации, некоторые такие агентства сейчас закрывают офисы и не отвечают на телефонные звонки», - говорит Мохов.


Другие материалы по теме: